Агрохолдинг Евтушенкова начнет выпускать сыры и сливочное масло

В дальнейшем планируется создание крупного вертикально-интегрированного производства
Спрос на сыр и масло растет, это одни из самых импортируемых молочных продуктов/ Евгений Егоров / Ведомости

Молочный завод «Орловский», расположенный в Ростовской области, появился в списке аффилированных лиц АФК «Система». Его приобрел входящий в корпорацию агрохолдинг «Степь», на производственной базе завода планируется начать эксперимент с производством экологически чистых молочных продуктов, объяснил представитель агрохолдинга.

«Степь» стала производить сырое молоко в конце 2015 г. – когда приобрела предприятие «Родина» в Краснодарском крае. Сейчас у «Степи» пять действующих ферм в Краснодарском крае с поголовьем более 4800 коров (общий надой в прошлом году составил 46 500 т), а также две строящиеся фермы – на 3000 голов в Краснодарском крае и на 3100 голов в Ростовской области. К 2022 г. производство молока вырастет до 120 000 т в год.

Помимо молочного направления агрохолдинг выращивает фрукты, овощи и зерно. Земельный банк сельскохозяйственных активов «Системы» – 412 000 га.

У агрохолдинга «Степь» до сих пор не было собственной переработки, он снабжал молоком сторонних переработчиков. «Орловский» – небольшое предприятие, говорит представитель «Степи», не объясняя, какова производительность завода. «Орловский» производит сыры (костромской, адыгейский, брынзу и др.), сливочное масло, йогурты, питьевое молоко, говорится в годовом отчете предприятия за 2014 г. (более поздних данных нет). Выручка предприятия в 2017 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 138,6 млн руб. В 2015 г. завод раскрывал лишь одного акционера – Елену Омельченко (24%). Связаться с ней не удалось, запрос в «Орловский» остался без ответа.

«Степь» намерена продолжить выпускать на «Орловском» сыры, масло и кисломолочную продукцию – и из собственного молока, и из молока со сторонних ферм, рассказывает представитель агрохолдинга. После того как в эксплуатацию войдет новая ферма в Ростовской области, планируется расширение производства и создание вертикально-интегрированного предприятия – от сырого молока до продажи готовых молочных продуктов. Такой опыт позволит холдингу затем масштабировать бизнес, продолжает представитель «Степи». Обычно производители молока знакомятся с перерабатывающим бизнесом на небольшом предприятии, изучают нюансы, говорит старший советник Bain & Company Игорь Бучацкий.

Переработкой молока в последнее время занялись многие крупные производители. Крупнейший производитель сырого молока в России – агрохолдинг «Эконива» немца Штефана Дюрра планирует в среднесрочной перспективе самостоятельно перерабатывать все свое сырое молоко (484 000 т выпустил в 2018 г.), сообщала в отчете за прошлый год его материнская Ekosem-Agrar. Ее непосредственный конкурент – Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева уже перерабатывает около 80% произведенного молока, в 2019 г. доведет долю до 100%, или около 300 000 т.

«Мираторг», владеющий небольшой молочной фермой в Курской области, уже в сентябре запустит производство питьевого молока под собственным брендом.

Представитель «Степи» называет переработку молока перспективным делом: растет потребление некоторых видов молочной продукции, замещается импорт и снижается доля фальсификата.

Спрос на сыр и масло растет, это одни из самых импортируемых молочных продуктов, в основном из Белоруссии, подтверждает Мария Жебит из Союзмолока: сыров и творога – 39%, масла – 23%.

Аналитик департамента стратегии развития Россельхозбанка Дмитрий Жиляков тоже видит большой потенциал роста на молочном рынке – в том числе за счет увеличения экспорта. А усиление борьбы государства с фальсификатом облегчит выход нового производителя на рынок, уверен он.

По данным «Nielsen Россия», молочный рынок России стагнирует третий год подряд: продажи в мае 2018 г. – апреле 2019 г. снизились на 0,4% в натуральном выражении, но выросли на 1,8% в деньгах. Продажи молока, творога, кефира, масла, сметаны и сливок (75% в деньгах) сокращаются.

Собственная переработка позволяет увеличить стабильность бизнеса, говорит представитель «Степи». Ту же причину называла Ekosem-Agrar. На рынке сырого молока цена может сильно отличаться год к году, это критически важно для крупных производителей, из-за этого снижается прибыль и рентабельность – а цена на переработанную продукцию стабильна, поэтому стабильны и эти показатели, объясняет Дюрр. Переработка позволяет увеличить рентабельность, согласен Бучацкий.