Крупнейший независимый в России НПЗ заработает 20 июля

Новые собственники Антипинского НПЗ запустят предприятие по давальческой схеме на нефти «Сургутнефтегаза»
Антипинский НПЗ

Антипинский нефтеперерабатывающий завод, крупнейший независимый НПЗ в России, возобновит работу в конце июля, рассказал «Ведомостям» знакомый топ-менеджеров завода и подтвердил человек, близкий к одному из акционеров предприятия. НПЗ был остановлен в апреле – ему не на что стало покупать сырье.

Предприятие начнет работать по давальческой схеме с 20 июля, знают собеседники «Ведомостей», а один из них сообщает, что завод будет работать на сырье «Лукойла» и «Сургутнефтегаза».

Сейчас Антипинский НПЗ находится в предбанкротном состоянии – документы о признании завода банкротом подал гендиректор Максим Андриасов, долг компании – $5 млрд, из них $3 млрд – Сбербанку. Первое слушание о банкротстве Антипинского НПЗ намечено в Арбитражном суде Тюменской области на 18 июля. Намерен ли менеджмент отзывать заявление о банкротстве, не ясно – представитель НПЗ этого не говорит.

Арбитражный управляющий Евгений Семченко объясняет, что на первом слушании в арбитраже может быть введена процедура наблюдения – у НПЗ может появиться временный управляющий, с которым менеджменту нужно будет согласовывать сделки дороже 5% балансовой стоимости предприятия. Однако смысл деятельности управляющего будет состоять в том, чтобы попытаться наладить бизнес НПЗ, вряд ли он будет препятствовать планам собственника.

А новый собственник – азербайджанская Socar – будет покупать нефть и торговать нефтепродуктами, уверяет второй из собеседников «Ведомостей». «Они оплатили «Сургутнефтегазу» [нефть за] июль», – сообщает еще один контрагент Антипинского НПЗ.

Антипинский НПЗ может перерабатывать 9 млн т нефти в год, до весны он входил в группу «Новый поток» Дмитрия Мазурова. В 2018 г. убыток НПЗ достиг 35,7 млрд руб., а долговая нагрузка превысила 20 EBITDA. В I квартале 2019 г. при выручке в 36,2 млрд чистый убыток составил 4 млрд руб.

В апреле Антипинский НПЗ заключил несколько сделок (1020 т дизельного топлива на $728 407) и не исполнил их, писала Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ). Одновременно трейдинговая «дочка» банка ВТБ – VTB Commodities Trading заявила, что Антипинский НПЗ несколько месяцев не выполнял контрактных обязательств: трейдер выдал аванс НПЗ на покупку нефтепродуктов, а НПЗ продал эти нефтепродукты третьим сторонам. VTB Commodities Trading подала в Лондонский суд, чтобы заморозить имущество и активы Антипинского НПЗ.

Все это вынудило Антипинский НПЗ в апреле прекратить выпуск продукции и перейти в режим горячей циркуляции, при котором топлива не производятся, а уже выработанные нефтепродукты прогоняются по замкнутому контуру. В мае завод пришлось вовсе остановить, а недавно он снова введен в режим горячей циркуляции.

Выводить из него НПЗ новые собственники начнут 20 июля, на это потребуется несколько дней, знает собеседник, знакомый с менеджерами предприятия. Первое время завод будет работать на привозном сырье, а позже планирует снова подключиться к системе трубопроводов «Транснефти». В начале мая НПЗ был снят с плана прокачки нефти, и поставки на него были прекращены. «На июль Антипинский НПЗ сделал заявку на [поставку через систему «Транснефти»] 200 000 т», – сообщил собеседник, близкий к одному из контрагентов НПЗ, и подтвердил представитель «Транснефти». Российское представительство Socar ведет переговоры с СПбМТСБ о подключении к системе торгов, знает один из собеседников «Ведомостей», но сам завод продукцией торговать не будет.

Представители СПбМТСБ, «Лукойла», «Сургутнефтегаза», как и Сбербанка, не ответили на вопросы «Ведомостей».

«Благодаря высоким ценам на нефть и стабилизации ситуации на внутреннем рынке сейчас переработка выгодна компаниям, маржа в среднем по отрасли составляет 2000 руб. на 1 т, в прошлом году маржа была всего 1500 руб.», – говорит консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. Он считает, что маржа Антипинского НПЗ при полной загрузке окажется ниже среднеотраслевой, но все равно будет положительной – 900 руб. на 1 т.

«Работа по давальческой схеме особенно актуальна для независимой (не имеющей мощностей переработки) розницы, поскольку позволяет снизить риски увеличения потерь при реализации моторных топлив. При такой схеме компании в случае роста оптовых цен смогут компенсировать убытки в рознице за счет реализации топлива с НПЗ», – заключает Тыртов.

Исправленная версия. Уточнена формулировка о статусе Антипинского НПЗ.