Как Минэкономразвития собирается развивать туризм

Бизнес ждут дешевые кредиты, снижение налогов и субсидии
Минэкономразвития придумало, чем привлечь туристов
Минэкономразвития придумало, чем привлечь туристов / Игорь Иванко / АГН Москва

«Ведомости» ознакомились со стратегией развития туризма до 2035 г., которую разработало Минэкономразвития (подлинность подтвердил федеральный чиновник). Документ находится на межведомственном согласовании, а в понедельник будет обсуждаться на заседании правительства, говорит сотрудник аппарата Белого дома.

За ближайшие 15 лет оборот туристической индустрии должен вырасти с 3,1 трлн до 16,3 трлн руб., число внутренних туристических поездок на одного жителя России – более чем вдвое, а инвестиции в отрасль – втрое (абсолютные показатели не указываются), рассчитывает Минэкономразвития. Но чтобы достигнуть этих целей, нужно устранить множество препятствий для развития отрасли: сложную систему получения виз, сезонность поездок, недостаточную инвестиционную привлекательность сектора, административные барьеры, неразвитую инфраструктуру и др., перечисляет Минэкономразвития.

Чтобы решить эти проблемы, необходим целый набор инструментов, признает ведомство. Среди них – развитие магистральной инфраструктуры и повышение транспортной доступности туристических направлений; поддержка бизнеса льготами и субсидиями; создание конкурентного туристического предложения; комплексное развитие приоритетных туристических территорий; стимулирование спроса как внутри страны, так и за ее пределами и проч.

Меры, предлагаемые в стратегии, опробованы во всем мире, но в России системно не применялись, рассуждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе: «Только субсидирование перелетов, только социальная поддержка – все это по отдельности не работает». Необходим комплекс мер поддержки, в том числе финансовой, соглашается Сергей Ромашкин, гендиректор одного из крупнейших туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, – «Дельфина», по сравнению с сельским хозяйством или автомобилестроением туристическая отрасль оказалась на периферии.

Стоимость программы будет определена до конца июля, говорит федеральный чиновник. Сейчас основная финансовая поддержка отрасли оказывается по программе «Развитие культуры и туризма», рассчитанной до 2020 г., в этом году из общих 128,2 млрд руб. лишь 7,1 млрд выделено именно на туризм. Для сравнения: на поддержку сельского хозяйства в 2019 г. выделено свыше 300 млрд руб.

Основная задача – поддержать бизнес на операционной стадии, повысить доходность инвестиций, которые в туризме окупаются долго, рассказывает чиновник. Бизнес прежде всего просит снизить проценты по кредитам, продолжает он, а также нагрузку на фонд оплаты труда – для этого может использоваться механизм территорий опережающего развития. Для резидентов таких зон ставка страховых взносов снижена с 30 до 7,6%. Обсуждается создание 10–15 таких зон для компаний, работающих в сфере туризма, говорит чиновник, не уточняя, в каких именно регионах. Сейчас ключевая проблема – размазывание бюджетного финансирования между всеми регионами, передал через представителя гендиректор курорта «Роза хутор» Сергей Бачин, нужно концентрироваться на 10–15 приоритетных локациях и развивать крупные кластеры – на каждый требуется 20–30 млрд руб.

Инвестиции в строительство или обновление номерных фондов Минэкономразвития предлагает поддержать льготным кредитованием под 3%. Сейчас ставки могут достигать и 20% на период строительства, нужно их снижать, поддерживает управляющий партнер Colliers International Николай Казанский. Доход от 3-звездочной гостиницы при окупаемости проекта за 10–12 лет ниже дохода от построенного на этом же участке жилого дома или даже офиса, говорит он, при этом бюджетных мест для размещения не хватает даже в Москве и Санкт-Петербурге.

Какие компании смогут стать резидентами специальных туристических зон

гостиницы, места для краткосрочного проживания, места для временного проживания в кемпингах, организации общественного питания, поставляющие готовую пищу по договору, туристические агентства, музеи, охрана исторических мест и зданий памятников культуры, ботанические сады, зоопарки, природные заповедники, морской пассажирский транспорт, прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров

Еще одной мерой поддержки гостиниц может стать снижение для них ставки НДС с 20 до 10% (как во многих странах с развитой туристической отраслью), чтобы они, в свою очередь, могли снизить цены. Такая просьба бизнеса обсуждается, говорят два федеральных чиновника. Письмо с таким предложением в Минэкономразвития в июне направляла «Опора России», сообщал «Коммерсантъ». Спрос на туруслуги обладает высокой эластичностью и снижение цен на 1% приведет к его ощутимому росту, говорит руководитель направления «Бюджет и налоги» Центра стратегических разработок (ЦСР) Левон Айрапетян. По прогнозу ЦСР, при снижении ставки НДС до 10% в 2020–2029 гг. число ночей, проведенных людьми в гостиницах и хостелах, вырастет на 128,5 млн, а бюджет получит дополнительные 29 млрд руб. Снижение процентной ставки и налогов должно помочь ускорить развитие отрасли, признает Бачин. Вряд ли компании снизят цены на услуги соразмерно снижению НДС, но высвободившиеся средства могут направить на расширение бизнеса, увеличение зарплат, что тоже стимулирует отрасль, заключает Айрапетян.

Для привлечения иностранных туристов чиновники планируют вводить электронные визы. Сделать это с 2021 г. в июне поручал президент Владимир Путин. Такие визы будут однократными, краткосрочными – до 16 дней, но универсальными – не только для туристических, но и для деловых, частных и гуманитарных поездок, рассказывает чиновник. По его словам, при оформлении визы иностранец должен будет выбрать направление поездки и приобрести готовый тур, ответ будет дан через 72 часа и, если человек не получит разрешение на въезд, деньги за покупку тура ему вернут.

Туроператоры будут получать субсидии за продажу путевок по ключевым туристическим направлениям в межсезонье, говорит чиновник. Так Минэкономразвития, по его словам, рассчитывает поддержать потребителей и сгладить сезонность туристических услуг. Проблемы сезонности были и остаются во многих странах, в том числе в Турции и Греции, их удалось решить за счет социального туризма, России давно пора сделать на него ставку, указывает Ломидзе, чтобы незащищенные слои населения тоже могли путешествовать. «Делать это не в высокий сезон существенно дешевле – отдых не ограничивается затратами на транспорт и проживание», – говорит она.

Необходима поддержка именно конечного потребителя, который последние годы экономит на отдыхе из-за снижения доходов, настаивает Ромашкин: за 2016–2018 гг. россияне сократили свои поездки в отпуск с 12 до 10 дней, а путевки на российские курорты подорожали на 15%. Среди мер поддержки конечного потребителя Ромашкин называет налоговые вычеты за санаторно-курортное лечение.

Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев.

Минэкономразвития придумало, чем привлечь туристов