В России закрываются кинотеатры, открытые за счет бюджета

Государственный Фонд кино готовит новую программу по их поддержке
У кинотеатров, открытых с помощью денег фонда, возникли сложности в работе с прокатчиками и формированием репертуара/ Андрей Гордеев / Ведомости

На начало июля в России работало 690 кинотеатров с 755 залами, открытыми по государственной программе кинофикации в регионах, – таковы данные аналитической компании «Невафильм Research». Это на 11 кинозалов меньше, чем было в начале нынешнего года. Прежде аналитики компании прогнозировали сложности с расширением программы кинофикации, говорили о грядущих закрытиях кинотеатров.

По данным «Невафильм Research», всего в стране сейчас 1886 кинотеатров с 5258 залами.

Программа массовой реконструкции кинотеатров в малых городах началась в 2015 г. по инициативе министра культуры Владимира Мединского. У огромной части населения России нет доступа к кинотеатрам, сетовал он, а российским продюсерам не хватает кинотеатров, чтобы отечественное кино больше зарабатывало. Управляет программой кинофикации государственный Фонд кино: он ежегодно проводит отбор кинотеатров, которые хотели бы безвозвратно получить деньги – максимум 5 млн руб. – на реконструкцию, т. е. на покупку нового проектора и экрана, установку кресел и т. д. Первые два года деньги выдавались кинотеатрам только в местах, где проживает менее 100 000 человек. Такие площадки быстро закончились, и критерии упростились: теперь на 5 млн руб. от Фонда кино могут претендовать и залы в городах с населением до 500 000 человек. Государство уже потратило на эту программу больше 4 млрд руб.

Представитель Фонда кино называет статистику «Невафильм Research» некорректной. По данным самого фонда, в начале года в стране работало 789 кинозалов, открытых при помощи федерального бюджета, а к началу июля закрылись четыре из них. Владельцы еще 32 кинозалов уведомили фонд, что временно приостановили работу, говорит его представитель: «Такие приостановки – совершенно нормальная ситуация для рынка, кто-то делает летом ремонт и т. д.».

В Фонде кино обращают внимание, что официальных данных о работе таких кинозалов «Невафильм Research» не запрашивала.

Тем не менее представитель фонда признает, что у кинотеатров, открытых с помощью денег фонда, возникли сложности в работе с прокатчиками и формированием репертуара: «Мы прорабатываем новую программу их поддержки». Детали новой программы он сообщить отказался.

Если государство не обеспечит кинотеатрам в небольших городах постоянной поддержки, они продолжат закрываться, полагает старший аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева: «Многие организации в регионах, которые открыли кинотеатры по программе кинофикации, либо никогда раньше не занимались кинобизнесом, либо занимались очень давно. Люди оказались выброшены в холодный космос, крутись, как хочешь».

Одна из главных проблем таких площадок – низкая посещаемость. Это признает и министр Мединский: в начале года он говорил, что треть кинотеатров, открытых по программе кинофикации, работает с низкой нагрузкой. В 2018 г. реконструированные кинотеатры посетило 6,8 млн человек, они заплатили за билеты 1,2 млрд руб., сообщил «Ведомостям» Фонд кино. Это лишь 1,2% от общей кинокаccы страны и всего 3,4% всех зрителей. На реконструированные за государственные деньги площадки сейчас приходится 14% всех кинозалов в стране, получается, их посещаемость гораздо хуже, чем в среднем по рынку.

Три самые очевидные причины, говорили опрошенные «Ведомостями» сотрудники кинотеатров и прокатных компаний, таковы: небольшой размер населенных пунктов, где с господдержкой открываются площадки, соответственно, изначально небольшая потенциальная аудитория; гораздо менее платежеспособное, чем в крупных городах, население; отсутствие привычки ходить в кино. Для коммерческих киносетей бизнес в таких местах либо экономически не оправдан, либо слишком рискован, указывают собеседники «Ведомостей».

Из-за низкой посещаемости такие кинотеатры далеко не всегда могут платить минимальную гарантию при показе фильмов, которую требуют прокатчики или специализированные посредники – они называются букеры, объясняет Леонтьева.

Еще одна проблема в отношениях с прокатчиками – нарушение условий договора о минимальном числе сеансов той или иной картины. Многие площадки открываются в местных домах культуры или даже библиотеках, для которых кино вовсе не основной вид деятельности. В домах культуры постоянно работают кружки, проходят репетиции и концерты, собрания, они не будут крутить фильмы все выходные, как это делают обычные кинотеатры, объяснял «Ведомостям» заместитель гендиректора «Кубанькино» (сеть кинотеатров) Алексей Семенин.

Наконец, кинотеатры получают государственные деньги безвозвратно, но, получив их, становятся обязаны отдавать отечественным фильмам не менее половины сеансов. Это примерно вдвое больше сеансов, чем в среднем по рынку получает отечественное кино.

Если кинотеатры жестко выполняют это правило, и особенно летом, когда крупные российские премьеры традиционно не выходят, то они теряют зрителей, продолжает Леонтьева.

Недавно заместитель министра культуры Павел Степанов на совещании с кинотеатрами возмущался, что власти в некоторых регионах считают нормальным неисполнение этой нормы подотчетными им кинотеатрами. Министр Мединский уверен, что многие проблемы кинотеатров можно решить, если в их развитии будут заинтересованы местные власти.

Леонтьева с этими рассуждениями согласна отчасти: «Есть несколько регионов, которые активно помогают своим кинотеатрам, – это, например, Краснодарский край и Якутия, но федеральная программа поддержки в любом случае была бы эффективнее».