Минприроды предлагает бизнесу брать под охрану леса

В первую очередь это касается металлургических и горнодобывающих компаний
По закону ответственность за охрану лесов в России несут государство и компании, работающие в лесопромышленном секторе/ Евгений Разумный / Ведомости

Министерство природных ресурсов и экологии России предлагает разбивать лес на сектора и закрепить ответственность за его сохранность за конкретной компанией. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал министр Дмитрий Кобылкин. Инициатива коснется в первую очередь компаний, которые при производстве алюминия, добыче угля или при плавке металла создают углеродный след, например СУЭК и ММК. «В стране есть лес, который необходимо мониторить и тушить при необходимости, восстанавливать. Компании вводят наилучшие доступные технологии (НДТ) для очистки выбросов в воздух. Могут поучаствовать еще и в социально ответственном деле сохранения и защиты зеленых легких планеты», – сказал он. Кобылкин пояснил, что «это дополнительная нагрузка, которую компания должна на себя взять, чтобы показать, как она заботится об экологии места, где работает».

От выплат за негативное воздействие на окружающую среду это не освобождает, подчеркнул министр. Размер санкций, которые будут предусмотрены для компании, курирующей лесной сектор, если на ее территории возник пожар, пока обсуждается. При этом затраты на охрану леса для компании будут гораздо меньше, чем, например, на «строительство установки по снижению выбросов еще одного элемента в воздух», считает министр.

Подобный эксперимент уже проводится в Красноярском крае: UC Rusal взяла под контроль участок в 505 000 га, рассказал Кобылкин. Компания посадит более 1 млн деревьев, сообщала она весной 2019 г. Проект по поглощению парниковых газов предусматривает посадку на территории края не менее 500 000 деревьев на площади 120 га и организацию работ по охране лесов от пожаров на территории Нижне-Енисейского лесничества площадью более 500 000 га, рассказал представитель компании. Еще 500 000 деревьев компания посадит в других регионах. Всего в 2018 г. UC Rusal направила на природоохранную деятельность $200 млн, говорится в материалах компании.

Представитель Магнитогорского металлургического комбината (ММК) инициативу Минприроды комментировать не стал, но рассказал, что комбинат совместно с администрацией Магнитогорска занимается озеленением города. До 2023 г. компания высадит 10 500 саженцев деревьев и кустарников. Инвестиции в проект составят 57 млн руб., привел данные собеседник. Программа является частью инициативы ММК «Чистый город», которая предполагает снижение к 2025 г. уровня загрязнения атмосферы Магнитогорска до значений, соответствующих понятию «благоприятная окружающая среда», добавил представитель компании. Всего на реализацию экологических программ ММК направил в 2018 г. 8,9 млрд руб.

Предложение Минприроды с компанией не обсуждалось, сообщил представитель Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). «Добровольные проекты бизнеса по увеличению поглощения или снижению выбросов парниковых газов могли бы стать хорошей альтернативой модели регулирования, основанной на выдаче разрешений и взимании сбора за выбросы парниковых газов, которую предлагает Минэкономразвития, замечает он. «Но одновременно эти два варианта реализовать нельзя, поэтому государству необходимо определиться», – говорит он. Экологические инвестиции НЛМК по итогам 2018 г. составили $80 млн.

Представитель «Северстали» от комментариев отказался, представители СУЭК и Evraz не ответили на запросы «Ведомостей». Суммарно эти компании направили на реализацию экологических программ в 2018 г. около $150 млн.

По закону ответственность за охрану лесов в России несут государство и компании, работающие в лесопромышленном секторе. Инициатива по возложению ответственности за противопожарную безопасность леса на частный бизнес, с лесом непосредственно не связанный, является новой, замечает старший менеджер практики недвижимости, строительства и экологического права PwC Legal Анна Стрежнева. Нововведение направлено на стимулирование экологических инвестиций крупного бизнеса, параллель с внедрением наилучших доступных технологий вполне оправданна с точки зрения цели улучшить состояние окружающей среды, полагает она. По словам эксперта, металлургические компании относятся к категории индустрий, оказывающих негативное воздействие на экологию. Пока инициатива вызывает много вопросов, очевидно, ее еще будут дорабатывать, указывает Стрежнева: «Полагаем, что проект должен предполагать экономические стимулы, аналогичные тем, которые уже предусмотрены законом для экологических инвестиций: налоговые льготы, снижение размера платы за выбросы, льготные кредиты. Иначе такая инициатива может оказаться чрезмерно обременительной для бизнеса». При этом географическая привязка к месту расположения актива компании совершенно не обязательна (упомянутый министром ММК, например, стоит в степи. – «Ведомости»), замечает эксперт. От металлургических компаний не должны требоваться компетенции в управлении лесным хозяйством, скорее можно предположить, что речь идет исключительно о финансировании защиты и восстановления лесов в границах определенной территории. Насколько в случае принятия такой инициативы вырастут инвестиции компаний в экологию, пока сказать невозможно, так как не известно, о каких площадях идет речь, продолжает она. Если руководствоваться принципом «загрязнитель платит», подконтрольные участки могут распределяться между компаниями пропорционально размерам их выбросов, заключает она.

По данным Рослесхоза за 2018 г., площадь земель, на которых расположены леса, составила 1187,7 млн га. Это 69,4% всей территории России.