Для развития региональных авиаперевозок Минтранс может применить концессии

Но найти желающих перейти на новый механизм господдержки чиновникам пока не удалось
Идею долгосрочной поддержки региональных рейсов предлагали Минтрансу и Сбербанк с ВТБ, когда обсуждали создание региональной авиакомпании /Максим Стулов / Ведомости

Для развития региональных перевозок стоит применить механизм концессии. Идея обсуждается с министерствами, рассказал в интервью «Ведомостям» гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, принадлежит Минтрансу) Сергей Храмагин. Это гарантирует авиакомпаниям стабильные субсидии на длительный срок.

Региональные перевозки субсидируются федеральным бюджетом в размере 2–3 млрд руб. ежегодно. Большинство направлений также сосубсидируются соответствующими регионами. Соглашения о перевозках по субсидируемым линиям авиакомпании заключают на год.

«Сейчас ведь в чем беда? Средств мало. И никто не знает, будет или нет субсидироваться это направление в следующем году <...> а в рамках концессии можно описать взаимодействия и обязательства всех сторон. Идея в том, чтобы региональные авиакомпании получали поддержку от федерального и соответствующих региональных бюджетов на срок от 10–12 лет», – рассказал Храмагин.

Идею долгосрочной поддержки региональных рейсов предлагали Минтрансу и Сбербанк с ВТБ, когда обсуждали создание региональной авиакомпании, рассказали два человека, близких к разным сторонам переговоров. Долгосрочное финансирование – на срок от 10 лет – было одним из обязательных условий реализации проекта, говорят собеседники. Банки тоже предлагали концессию, плата государства как концедента заменила бы авиакомпаниям ежегодные субсидии, добавляет один из собеседников.

Весной руководители Сбербанка и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин заявили, что проект региональной авиакомпании заморожен.

«Минтранс поддерживает данную идею, но до настоящего времени потенциальных партнеров, желающих работать в рамках государственно-частного партнерства с отечественной техникой, не выявлено», – говорит представитель Минтранса. Проект Сбербанка и ВТБ предполагал использовать для перевозок российские самолеты SSJ100 и турбовинтовой Ил-114-300 (модернизированная модель советского Ил-114, будет разработана через несколько лет), говорят два собеседника, близких к проекту. ГТЛК поставляет региональным авиакомпаниям SSJ100.

«Такой долгосрочный механизм действительно обсуждается. Государство могло бы заключать долгосрочные соглашения с авиакомпаниями о перевозках. Авиакомпании могли бы для реализация соглашения покупать или брать в лизинг самолеты под гарантии выплат государства», – говорит глава практики ГЧП в России юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин. Правда, строго юридически это не будет концессией, самолеты по российскому законодательству не могут быть объектом концессии – это было бы соглашение о ГЧП, добавляет он. Зато соглашение о ГЧП допускает частную собственность на объект, т. е. самолеты по истечении срока соглашения не обязательно должны переходить в собственность государства (как было бы в концессии), поэтому для соглашения можно использовать лизинговую схему получения парка.

«Действующая система субсидий через Росавиацию сейчас достаточно эффективна. Этой осенью можно будет впервые подавать заявки на субсидирование не только на год, но и на трехлетний период», – говорит председатель совета директоров региональной авиакомпании «Азимут» (в парке ее как раз только SSJ100) Павел Удод. «Интересны любые долгосрочные механизмы поддержки, об идее ГЧП я знаю, но оценить ее не могу за недостатком подробной информации», – добавляет Удод.

Президент России Владимир Путин в мае 2018 г. поручил к 2024 г. увеличить долю внутренних рейсов, минуя Москву, до 50%, в 2017 г. их доля была 23%. Тогда же Росавиация посчитала, что для выполнения задачи до 2024 г. потребуется 29,4 млрд руб. на субсидирование региональных перелетов.