Статья опубликована в № 4886 от 28.08.2019 под заголовком: Немецкое качество нефти

Бывший канцлер Германии призывает усилить контроль за качеством российской нефти

За этим должны следить независимые инспекторы, считает председатель совета директоров «Роснефти» Герхард Шредер

Две госкомпании – «Роснефть» и «Транснефть» – борются за контроль за качеством нефти. Свой способ «восстановить имидж России как надежного поставщика качественной нефти» Шредер изложил в письме, направленном на прошлой неделе премьер-министру Дмитрию Медведеву. По его мнению, независимые инспектора (сюрвейеры) могли бы ежедневно проверять качество нефти, поступающей и выходящей из трубопроводов «Транснефти». О содержании письма «Ведомостям» рассказали шесть человек, трое из которых – чиновники, а остальные близки к нефтяным компаниям.

«Доверие к качеству российской нефти было подорвано» из-за инцидента в апреле, пишет Шредер. 19 апреля европейские покупатели обнаружили в ней повышенное содержание хлорорганических соединений. 24 апреля Белоруссия, Украина, Польша, Венгрия и Чехия отказались от российской нефти, поставляемой по трубопроводу «Дружба».

Реализация предложений Шредера позволит покупателям самим следить за качеством нефти на всех участках трубы, говорит один из собеседников «Ведомостей». «Мы нефть отдаем в систему «Транснефти» одного качества, покупателю она приходит другого. Это в порядке вещей, но иногда качество нефти падает сильнее, чем оговорено в договоре. Естественно, потребитель выставляет нам претензии, которые переложить на оператора не всегда возможно. Новое предложение могло бы снизить риски нефтеотправителей», – рассказывает человек, знакомый с содержанием письма. Создание института независимых оценщиков нужно лишь «Роснефти», другим нефтяникам это совершенно не требуется, спорит сотрудник крупной нефтяной компании: «Есть прибор, он измеряет серность, плотность и другие параметры. Независимым будет обладатель прибора или он будет принадлежать «Транснефти» – не первой важности вопрос». По его мнению, нужно расширять список параметров, которые учитываются при проверке, что уже и происходит, все остальное – политические игры и если в работу проверяющих будут вмешиваться все, «то никакой работы не получится».

У «Транснефти» были свои идеи, как улучшить контроль за качеством нефти: передать ей в управление все пункты сдачи и приема нефти. Такое предложение «Транснефть» направляла в правительство, сообщал «Коммерсантъ». 19 августа Медведев встречался с президентом «Транснефти» Николаем Токаревым и тот предложил передать под операционный контроль монополии приемные пункты нефти, но «Роснефть» направила Медведеву противоположные предложения, говорит пресс-секретарь премьера Олег Осипов. По его словам, Медведев поручил своему заму Дмитрию Козаку, курирующему энергетику, выслушать аргументы обеих компаний, «сформулировать позицию и представить на рассмотрение председателю правительства».

Новый техрегламент уже обязывает нефтяников проверять соответствие нефти требованиям, поэтому реализация предложений «Транснефти» обернется лишними затратами, сетует сотрудник еще одной нефтяной компании.

Шредер предлагает ужесточить требования к содержанию хлорорганических соединений: не более 1 ppm (миллионные доли) вместо 6 ppm. В Европе уже давно стандарт 1 ppm, говорит человек, близкий к одной из нефтяных компаний, все российские производители смогут придерживаться такого стандарта, а у нефти, которая прокачивается по ВСТО, содержание хлорорганических соединений еще ниже 1 ppm.

Предложения Медведеву были сформулированы на прошлой неделе на совете директоров «Роснефти», знает один из собеседников «Ведомостей». Письмо Шредера поступило в аппарат Козака на прошлой же неделе, а затем в Минэнерго, которое готовит оценку предложения, говорят два собеседника «Ведомостей».

Представитель «Роснефти» не комментирует служебную переписку. Но, по его мнению, создание новой системы контроля продемонстрирует рынку, что в России качество сырья стабильно и гарантировано независимыми инспекторами. «Сегодня, когда нанесен огромный репутационный ущерб и доверие к качеству нефти у европейских потребителей подорвано, внедрение подобного инструмента критически важно», – настаивает он. Сама «Роснефть», по его словам, уже дополнительно контролирует качество нефти с помощью международно признанных независимых инспекторов.

Представитель «Транснефти» также отказался комментировать письмо, но заверил, что компания хочет усилить контроль за качеством нефти на входе в систему и заниматься этим должна лаборатория, работающая в одинаковых условиях. «На выходе качество могут проверять независимые сюрвейеры», – продолжает он, и монополия уже привлекает их для оценки нефти при ее выходе из ВСТО. Но он опасается, что повсеместное распространение такой системы может привести к появлению недобросовестных инспекторов и злоупотреблениям. «Скорее всего вводить институт сюрвейеров повсеместно не будут», – считает человек, близкий к Минэнерго. Один из вариантов – допустить независимых оценщиков на узлы приема нефти, через которые проходят незначительные потоки сырья; какие именно, он не уточняет.

Представители Козака и Минэнерго от комментариев отказались. Представители «Газпром нефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Русснефти» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Институт сюрвейеров действительно может защитить репутацию сырья, считает аналитик АКРА Василий Танурков: это, по сути, независимая лаборатория – арбитр в спорах между поставщиком и потребителем, которые согласились признавать оценки сюрвейера. Кто платит за их услуги, зависит от этих договоренностей, сумма обычно крайне незначительна в сравнении с суммой контракта, рассказывает он.

На «Роснефть» с начала года пришлось 75% экспорта нефти по системе «Транснефти», указывает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Вероятно, компания хотела бы снять любые вопросы к качеству нефти, которую она сдает в систему, а заодно сузить полномочия «Транснефти», – полагает он. Изменения системы контроля, вероятно, потребуют первоначальных инвестиций; разумно предположить, что расходы должны быть разделены между продавцами нефти и транспортной монополией. Однако если удастся добиться повышения качества российской нефти, то может снизиться дисконт, с которым продается Urals по отношению к другим сортам нефти, и инвестиции окупятся, считает Маринченко. Но не известно, удастся ли в российских реалиях создать институт действительно независимых сюрвейеров, сомневается он.

Читать ещё
Preloader more