К контролю качества российской нефти могут привлечь международных инспекторов

Это нужно для того, чтобы не допустить ее повторного загрязнения
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

«Транснефть» может согласиться с предложением «Роснефти» о привлечении независимых инспекторов для контроля качества российской нефти. Но только в том случае, если сами нефтяные компании профинансируют оплату их услуг. Такое мнение высказал «Ведомостям» советник президента «Транснефти» Игорь Демин.

Весной европейские покупатели получили российскую нефть по трубопроводу «Дружба» с повышенным содержанием хлорорганических соединений. Поставки были временно остановлены. Сумма ущерба до сих пор не определена. Сейчас правительство решает, как не допустить повторения ситуации. Свои предложения направили «Транснефть» (владелец трубопроводной системы в России) и «Роснефть» (крупнейший экспортер российской нефти).

Председатель совета директоров «Роснефти» Герхард Шредер в августе в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву предложил привлечь независимых инспекторов (сюрвейеров), которые могли бы ежедневно проверять качество нефти, поступающей и выходящей из трубопроводов «Транснефти». В свою очередь «Транснефть» предложила передать ей под контроль все пункты сдачи и приема нефти в России. «Роснефть» с этим предложением не согласилась.

«Идея независимых сюрвейеров очень интересная, и если нефтяные компании действительно готовы это профинансировать, то можно предложить нефтяникам в рамках заключаемых договоров с компаниями на транспортировку на следующий год включить этот пункт», – заявил Демин. Он подчеркнул, что стоимость их услуг («Транснефть» имеет опыт работы с сюрвейерами на ВСТО) более чем на порядок выше расценок отечественных лабораторий.

Шредер в письме предлагал ужесточить требования к содержанию хлорорганических соединений: не более 1 ppm (миллионные доли) вместо 6 ppm. «Специалисты «Транснефти» не видят проблемы в транспортировке нефти с содержанием хлорорганики менее 1 г на тонну – на объектах компании растворители с хлорорганическими соединениями не используются», – говорит Демин. При этом он отметил, что в 2018–2019 гг. при приеме нефти в систему магистральных трубопроводов от компаний группы «Роснефти» значения хлорорганических соединения доходили до 8 ppm. «При этом и Шредеру, и общественности транслируются заявления от имени компании о неприменении химических реагентов с органическими хлоридами при добыче. Одновременно на сайте госзакупок компании «Роснефть» легко найти лоты, в том числе и за 2019 г., на покупку сотен тонн хлорорганических растворителей», – говорит он.

Кроме того, большинство НПЗ было введено в эксплуатацию задолго до введения на законодательном уровне ограничений по хлорорганическим соединениям на уровне в 10 ppm в 2001 г., продолжает Демин. «Все нефтеперерабатывающие предприятия группы «Роснефть» построены в прошлом веке и рассчитаны на переработку сырья более «жестких» качественных характеристик. Вероятно, норма в 1 ppm была бы актуальна для дальневосточного НПЗ – ВНХК, но его не построили», – говорит представитель «Транснефти».

Шредер в своем письме также предлагал расширить перечень информации, которую «Транснефть» должна раскрывать нефтекомпаниям. «Ее можно было бы раскрыть, но подавляющее большинство договоров по требованию грузоотправителей носит конфиденциальный характер», – говорит Демин. Если «Роснефтью» будет принято соответствующее решение, «все эти договора можно будет незамедлительно предоставить для публичного ознакомления», добавил он.

Еще одно предложение «Роснефти» – усилить контроль за мини-НПЗ вплоть до прекращения ими деятельности, если они сдают нефть несоответствующего качества. Эти заводы через независимые пункты приема сдают отработанные тяжелые фракции обратно в систему «Транснефти» под видом нефти, но уже с примесями, объяснял собеседник «Ведомостей» в одной нефтяной компании.

Вопрос с мини-НПЗ будет автоматически решен после начала работы независимых сюрвейеров, говорит Демин. По его мнению, сюрвейеры должны быть представителями известных мировых компаний.