Россия не будет создавать сверхзвуковой бизнес-джет на базе бомбардировщика Ту-160

ОАК спроектирует самолет с нуля
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 не станет прототипом для гражданского лайнера, так как способен лишь непродолжительное время лететь на скорости выше звука/ Рогулин Дмитрий / ТАСС

О работе над созданием сверхзвукового самолета в интервью «Ведомостям» рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. С 2017 г. Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) как головной исполнитель ведет исследовательские работы в области аэродинамических, летно-технических и экологических характеристик сверхзвукового самолета. Учитываются топливная эффективность и требование к низкому уровню шума, добавил Мантуров.

В 2017–2019 гг. на эти исследования Минпромторг направил 1,4 млрд руб. В 2020–2022 гг. должны быть разработаны техническое задание на демонстратор сверхзвукового пассажирского самолета, сам демонстратор и проведены его натурные исследования. В 2022–2026 гг. может начаться эскизно-техническое, а затем и рабочее проектирование самолета. Этим будет заниматься Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), рассказал Мантуров.

Предполагается создание компактного сверхзвукового джета, скорее всего, на 16–19 мест, его скорость должна быть примерно 2000–3000 км/ч, рассказал Мантуров. При этом создание гражданского джета на платформе сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 невозможно, продолжает он: самолет слишком велик для такого проекта. Если переделать Ту-160 в гражданский самолет, то получится – условно – советский Ту-144, резюмирует Мантуров. Этот советский сверхзвуковой пассажирский лайнер вмещал 150 кресел, но в итоге возил пассажиров лишь с ноября 1977 г. до мая 1978 г. и был быстро снят с полетов и производства из-за крайней неэффективности (в 2003 г. был выведен из эксплуатации и европейский сверхзвуковой Concorde).

Между тем о создании бизнес-джета на базе Ту-160 не раз говорил президент России Владимир Путин. В январе 2018 г. он посетил казанский авиазавод холдинга «Туполев» (входит в ОАК), полюбовался полетом этого бомбардировщика и сказал, что хорошо бы сделать такой пассажирский. Президент ОАК Юрий Слюсарь тут же ответил, что такие наработки уже есть. В Казани можно выпускать как бомбардировщики, так и бизнес-джеты, сообщил тогдашний вице-премьер по ОПК Дмитрий Рогозин. В феврале этого года Путин снова вспомнил эту свою идею во время посещения в Казани музея Ту-144.

Ту-160 не подходит для гражданского лайнера в принципе, говорит близкий к ОАК человек. Он рассчитан на непродолжительный полет в сверхзвуковом режиме, для входа в зону поражения и покидания ее, и не рассчитан на длительный полет быстрее скорости звука.

«Инженерными центрами и предприятиями ОАК совместно с ЦАГИ и другими отраслевыми институтами создается концепция гражданского сверхзвукового лайнера нового поколения – в частности, для деловой авиации», – говорит представитель ОАК. Возможность использования платформы Ту-160 он не комментирует.

Сверхзвуковой пассажирский лайнер может появиться в будущем – прежде всего как небольшой бизнес-джет, говорил в интервью «Ведомостям» президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко. За счет небольших размеров будет допустимый уровень шума, к тому же сверхзвуковые полеты смогут позволить себе лишь люди, не считающиеся с расходами.

У Boeing есть собственная НИОКР по сверхзвуковой тематике, говорит представитель компании. Она также сотрудничает с американской Aerion, которая в феврале 2019 г. приступила к разработке сверхзвукового летательного аппарата AS2. Первый полет AS2, предназначенного для полетов на скоростях до 1850 км/ч, запланирован в следующем десятилетии, сказал представитель Boeing.

Airbus не ведет разработок в сверхзвуковой сфере, говорит его представитель: «В обозримом будущем мы не видим рынка для таких самолетов – не только из-за высокой стоимости подобных систем, сложности их разработки, но и из-за существующих экологических ограничений и международных авиационных норм и стандартов».

Разработка российского регионального самолета SSJ100 обошлась минимум в $3 млрд, напоминает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Стоимость сверхзвукового джета с учетом создания нового двигателя и использования сверхсовременных материалов может достичь $10–12 млрд, считает он. Цена такого самолета будет примерно $250 млн, представить мировой спрос на такой лайнер свыше нескольких десятков штук сложно. «Понятно, что в ходе разработки будет создан некий научно-технический задел, но сложно оценить, будет ли его ценность соответствовать затратам», – говорит Рыбак.