«Аэрофлот» впервые за 12 лет сократит флот

Вовремя сделать заказы на Boeing и Airbus помешали ожидания российского самолета МС-21
В этом году парк «Аэрофлота» сократится впервые за 12 лет /Андрей Гордеев / Ведомости

В этом году парк «Аэрофлота» сократится впервые за 12 лет, следует из материалов авиакомпании. На конец 2018 г. у нее было 253 судна: 39 дальнемагистральных и 164 среднемагистральных (различные модели Airbus и Boeing), а также 50 российских региональных SSJ100. За 9 месяцев флот сократился на четыре судна: «Аэрофлот» получил два дальнемагистральных Boeing 777, но вывел из эксплуатации один дальнемагистральный Airbus 330, четыре среднемагистральных Airbus 320/321, а один SSJ100 сгорел 5 мая в «Шереметьево».

До конца года из группы «Аэрофлот» будет выведено еще восемь лайнеров: два А330, два А321 и четыре А320, говорится в презентациях авиакомпании. А320 есть также в парке «дочки» «Аэрофлота», авиакомпании «Россия». Но все А320 будут выведены именно из «Аэрофлота», знают два человека, близких к группе.

Новых поступлений иностранных лайнеров в этом году не будет, «Аэрофлот» должен получить 10 первых российских SSJ100 из 100 заказанных в 2018 г. Пока совет директоров авиакомпании одобрил лизинг пяти SSJ100. «В соответствии с ранее согласованным планом в этом году предполагается передача «Аэрофлоту» 10 самолетов», – говорит представитель «Гражданских самолетов Сухого», производителя SSJ100.

Так что парк «Аэрофлота» сократится на два лайнера до 251. Последний раз сокращение было в 2007 г., когда флот стал меньше на пять судов (осталось 78): из эксплуатации разом были выведены все Ту-134 (12 шт.). После этого флот неизменно рос.

SSJ100 вместимостью 98 кресел «Аэрофлот» берет в целях поддержки российского авиапрома, региональные лайнеры плохо соответствуют его маршрутной сети, говорили менеджеры авиакомпании. В 2018 г. SSJ100 у «Аэрофлота» летали в среднем по 3,6 ч в сутки, а среднемагистральные Airbus и Boeing (вместимостью 140–180 кресел) – по 9–10 ч. Магистральный флот «Аэрофлота» в этом году сократится впервые с 2005 г. – и сразу на 11 судов до 192.

Представитель «Аэрофлота» говорит только, что компания сосредоточена на увеличении налета действующего парка для еще большего повышения операционной эффективности. В январе – августе «Аэрофлот» нарастил перевозки на 7,3% до 25,2 млн человек. Большая часть сокращений флота произойдет в конце года, а два Boeing 777 перевозчик получил еще весной. В сентябре перевозки «Аэрофлота» остались такими же, как в прошлом году, – 3,3 млн человек, сообщила Росавиация.

Причин сокращения флота представитель «Аэрофлота» не называет, но уверяет, что в 2020 г. парк вырастет за счет новейших дальнемагистральных судов Airbus 350. Парк всей группы вырастет к 2023 г. до 520 судов, на середину года их было 365 с учетом дочерних авиакомпаний.

Сокращение флота было ожидаемым, в предыдущие годы не были сделаны заказы, а суда продолжают планово выбывать, говорят два человека, близкие к «Аэрофлоту». Все предыдущие поступления новых лайнеров – исполнение крупных заказов, сделанных много лет назад, с получением двух Boeing 777 контракты завершены, констатирует один из собеседников. В 2018 г. вступило в силу требование к госкомпаниям согласовывать с правительством ввоз авиатехники дороже 1 млрд руб., это сложная процедура и она помешала заказам, говорит один из собеседников.

В предыдущие годы сотрудники «Аэрофлота» объясняли, что новейшие среднемагистральные Airbus и Boeing компания не заказывает, так как заказала их российского конкурента, разрабатываемый самолет МС-21. Начало поставок МС-21 несколько раз сдвигалось и сейчас ожидается в 2021 г. Правительственная комиссия по иностранным инвестициям только этой весной разрешила «Аэрофлоту» заказать новейшие самолеты Airbus 320 neo и Boeing 737 Mах. «Аэрофлот» в ближайшее время планирует подписать договоры на поставку 32 neo. Airbus 350 были заказаны еще в 2007 г., на стадии разработки модели.

Топ-менеджеры всех крупнейших авиакомпаний признавали, что флот российских авиакомпаний избыточен, это давит на цены и снижает рентабельность перевозок. Но все понемногу флот наращивают: у S7 он вырастет в этом году на восемь судов и достигнет 100, флот «Уральских авиалиний» вырастет на два лайнера до 49.

«Аэрофлот» серьезную ставку делает на рост своего лоукостера «Победа», а его стратегия предусматривает прежде всего рост всей группы, это более важный показатель», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Парк «Победы» в этом году вырос на шесть судов и достиг 30, флот всей группы должен составить на конец года 367 лайнеров (плюс один к 2018 г.), говорится в презентации «Аэрофлота».

Дисклеймер: уточнено количество судов, выбывших из парка «Аэрофлота» с начала 2019 г., и начало поставок МС-21.