Крупнейшие производители меди в Чили присоединились к забастовке

Это грозит перебоями в поставках на и так дефицитный рынок
REUTERS

Чили – крупнейший производитель меди в мире (5,6 млн т, или 27,6% мирового производства в 2018 г.). Уже несколько дней в стране проходят акции протеста, спровоцированные повышением цен на общественный транспорт. На среду и четверг назначена всеобщая национальная забастовка. К ней присоединились и работники горнодобывающей отрасли, в том числе крупнейшей в Чили и мире медной госкомпании – Codelco (1,8 млн т меди в 2018 г.), сообщили Reuters и BCS Global Markets.

Представители профсоюзов Codelco в конце недели «проанализируют ситуацию и решат, как действовать дальше», цитирует Reuters заявление профсоюза работников медной промышленности. Уже во вторник частично была приостановлена работа на крупнейшем в мире месторождении меди Эскондида (контролируется англо-австралийской BHP Billiton). Компания Antofagasta (725 300 т меди) предупредила, что из-за гражданских волнений в Чили может потерять порядка 5000 т металла в связи с возможными перебоями в поставках продукции и проблемами с транспортировкой рабочих на производство. К забастовке присоединились и портовые рабочие, что может усложнить поставки меди на рынок, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на профсоюз: 20 чилийских портов прекратят работу.

Протесты начались 18 октября, с тех пор медь подорожала на Лондонской бирже металлов на 2% до $5849 за тонну. Хотя все первое полугодие 2019 г. цены падали – средняя цена составила $6155 за тонну, что на 11% ниже, чем годом ранее, указала в аналитическом обзоре Уральская горно-металлургическая компания (УГМК, 41% российского производства меди). Цены снижались на фоне падения спроса из-за макроэкономических факторов: слабых показателей промышленности Европы (доля региона в мировом потреблении меди – 13%), сокращения производства продукции из меди и медных сплавов в Японии на протяжении всего 2019 г. (4% в мировом потреблении), замедления роста экономики Китая, связанного в том числе и с торговой войной с США (доля Китая в мировом потреблении – 51%, доля США – 7,4%), поясняют эксперты УГМК.

При этом медь дешевела, несмотря на ее дефицит на мировом рынке. По оценкам УГМК, дефицит в 2018 г. составил 391 000 т, по итогам первого полугодия 2019 г. – 22 000 т. Другой крупный производитель меди в России – «Норникель» (42% российского производства) оценивает дефицит в 2019 г. в 290 000 т.

«Перебои в производстве положительно сказываются на и без того дефицитном рынке меди. Тем не менее негативный эффект слабой глобальной макроэкономической конъюнктуры, вероятно, будет более значимым для динамики цен», – пишут эксперты BCS Global Markets. Забастовка в Чили вряд ли окажет заметное влияние на рынок меди, уверен директор департамента маркетинга «Норникеля» Антон Берлин (его слова передает представитель компании).

Рынок меди ведет себя «странно», чтобы однозначно прогнозировать, какое влияние чилийские протесты на него окажут и окажут ли, подчеркивает топ-менеджер крупной медной компании. Сейчас дефицит, а цены падают, это приводит к тому, что компании не инвестируют в расширение производства, отрасль ждет восстановления цен, отмечает он. Эффект от забастовок пока невысокий, говорит аналитик «ВТБ капитала» Дмитрий Глушаков. 60% рудников объявили однодневную забастовку в поддержку протестов, Codelco – двухдневную. Если забастовки на рудниках не перерастут в долгосрочные, то эффект будет минимальным, уверен он. Однако эксперт напоминает, что в 2011–2012 гг., когда в Чили были серьезные перебои с производством меди, цены на нее поднимались до $8000–9000 за тонну.