В России появился новый крупный экспортер зерна

Связанный с выходцем из «Лукойла» Александром Раппопортом «Зерно-трейд» вошел в топ-5 трейдеров
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

ООО «Зерно-трейд» по итогам прошедшего сельскохозяйственного сезона, длившегося с 1 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г., впервые вошло в пятерку крупнейших в России экспортеров зерна. Таковы данные аналитического центра компании «Русагротранс» – крупнейшего оператора зерновозов в России.

«Зерно-трейд» создан в Таганроге в 2014 г., а уже в сезоне 2015/16 г. вошел в десятку крупнейших экспортеров, следует из статистики «Русагротранса». В прошлом сезоне компания отправила на экспорт почти 1,8 млн т, сообщил «Ведомостям» гендиректор ООО Алексей Едуш. Из топ-5 экспортеров компания вытеснила международного трейдера Louis Dreyfus. По данным СПАРК, в 2018 г. выручка «Зерно-трейда» выросла в 1,5 раза до 35,6 млрд руб.

«Зерно-трейд» принадлежит Валерию Гайворонскому. Но участники рынка уверяют, что компанию контролирует выходец из «Лукойла» Александр Раппопорт. Как минимум с начала 2000-х гг. человек с таким именем и фамилией неоднократно упоминался в СМИ как топ-менеджер «Лукойла» и его структур. В 2017 г. в должности начальника департамента организации строительства и контроля исполнения проектов «Лукойла» он вошел в экспертный совет по химической промышленности при Федеральной антимонопольной службе. Это именно он, подтверждает его знакомый. Раппопорт на переданные ему вопросы «Ведомостей» не ответил. Является ли сейчас он сотрудником компании или ее структур, представитель «Лукойла» не сказал.

Раппопорт через кипрскую Orsett Trading владеет зерновым терминалом «Таганрогский судоремонтный завод» (ТСРЗ), следует из данных СПАРК и кипрского реестра. Через этот терминал «Зерно-трейд» поставил на экспорт почти половину зерна, говорит Едуш. По его словам, ТСРЗ входит в одну группу с «Зерно-трейдом». Ранее терминал принадлежал холдингу Valars Group Кирилла Подольского и его партнеров. Эта компания входила в топ-3 крупнейших экспортеров зерна.

Бывший гендиректор «Зерно-трейда» Сергей Потапов объяснял агентству Bloomberg в 2018 г. успехи компании тем, что она имеет развитую цепочку поставок, включающую зерновой терминал и швейцарского трейдера. Еще один знакомый руководства трейдера считает, что «Зерно-трейду» удалось эффективно выстроить продажи и стать одним из крупнейших экспортеров благодаря команде из Valars Group, люди из которой сейчас руководят трейдером.

Раппопорт – не первый сотрудник «Лукойла», всерьез занявшийся зерновым бизнесом. В 2017 г. «Волго-Дон агроинвест», принадлежащий бывшему топ-менеджеру «Лукойла» Сергею Кукуре и его сыну, приобрел 246 000 га земель у шведской Black Earth Farming, став одним из крупнейших в России латифундистов с земельным банком свыше 450 000 га.

Зерновой бизнес в последние годы выглядел привлекательным для инвесторов из-за высоких урожаев и растущего экспорта. Поэтому в него приходили и непрофильные инвесторы, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Так, этим рынком всерьез заинтересовался ВТБ. Он скупил за последний год 33,2% в терминале «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП), 100% Новороссийского зернового терминала. Также у ВТБ 50% минус 1 акция в Объединенной зерновой компании (ОЗК; контролируется государством), 50% плюс 1 акция «Рустранскома» (владелец крупнейшего оператора зерновозов), 75% в одном из крупнейших зерновых трейдеров – «Мирогрупп ресурсы». В ближайшие три года ВТБ собирается стать одним из крупнейших торговцев зерновыми, говорит представитель ВТБ. В конечном итоге это повысит конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, уверяет он.

С появлением ВТБ ситуация стала сложнее – компаниям приходится вести неравную конкуренцию с ВТБ — он контролирует свыше трети железнодорожных перевозок зерна, наращивает экспорт и т.д., говорит человек, близкий к одному из трейдеров.