Правительство отказалось от обязательного перехода вагонов на кассетные подшипники

Соответствующий приказ Минтранса будет отменен в течение суток
Андрей Гордеев / Ведомости

Приказ Минтранса об обязательном переводе с 1 января 2021 г. всех грузовых вагонов с традиционных роликовых на кассетные подшипники будет отменен в течение суток. Такое решение было принято в четверг, 31 октября, на совещании у вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака. «Переход на любые технологические новации для частных владельцев вагонного парка может носить только рекомендательный и поэтапный характер», – пояснил представитель Козака. Вопрос не проработан, отметил представитель Акимова: «Не было проведено испытаний, научно-исследовательских работ, подтверждающих технологическую и экономическую необходимость принудительного перевода всех российских вагонов на подшипники кассетного типа». Минтрансу и РЖД поручено провести испытания по использованию кассетных подшипников в типовых вагонах, где стандартно используются роликовые подшипники.

На 1 сентября 2019 г. в России было зарегистрировано 1,15 млн грузовых вагонов, в большинстве из них (около 90%) используются роликовые подшипники. Кассетные изначально используются в вагонах с повышенной грузоподъемностью. Предполагалось, что в 2021 г. при капитальном ремонте будет переведено на кассетные подшипники 104 000 грузовых вагонов (9% парка) и построено 21 000 новых вагонов, а переходный период займет от 10 лет. Желание перевести вагоны на подшипники кассетного типа Минтранс объяснял тем, что кассетные подшипники служат дольше, чем роликовые, такие вагоны реже приходится внепланово ремонтировать. Министерство поддержали РЖД, Минпромторг, объединение вагоностроителей, производители цельнокатаных колес, часть операторов.

Приостановить реализацию приказа и сначала доказать необходимость обязательного применения кассетных подшипников во всех вагонах просили Ассоциация производителей подшипников, Союз операторов железнодорожного транспорта, РСПП, ФАС. Руководитель ФАС Игорь Артемьев отмечал, что это решение создает дискриминационные условия владельцам парка приписки России по сравнению с владельцами вагонов других государств и приведет к удорожанию стоимости перевозки грузов. Кроме того, заводы, которые сейчас выпускают в России кассетные подшипники, работают по лицензионным договорам в формате сборочных цехов из поставляемых комплектующих, что ставит их в зависимость от действий иностранных производителей, указывал Артемьев. РСПП беспокоил неразвитый сервис для обслуживания колес с кассетными подшипниками, невысокая локализация мощностей по их выпуску, риск дефицита подшипников и галопирующего роста цен на них. Крупные владельцы грузовых вагонов предупреждали о риске перевода парка вагонов в юрисдикцию соседних стран.

300 млрд руб.

в такую сумму может обойтись принудительный перевод всех российских грузовых вагонов на кассетные подшипники, по данным ФАС. Схожая оценка у РСПП – 280–320 млрд руб.

«Решение правительства было оперативным, ожидаемо взвешенным и жестким. Минтранс необоснованно поторопился – приказ был принят слишком быстро и без проведения адекватных испытаний и согласования с участниками рынка», – комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он не исключил, что в министерстве из-за этой ситуации могут произойти кадровые изменения. Представитель Акимова не стал это комментировать.

Представитель Минтранса от комментариев отказался. В РЖД на вопросы «Ведомостей» не ответили.