Больше половины посетителей кафе и ресторанов ходят туда одни

Причина – перемены в образе жизни людей
Екатерина Ширинкина / Ведомости

Выпить утренний кофе, пообедать или перекусить москвичи и жители российских городов-миллионников предпочитают в одиночку, выяснили эксперты международной исследовательской компании NPD Group. С октября 2018 г. по сентябрь 2019 г. доля пришедших в заведения общепита без компании выросла до 57%. Пять лет назад доля таких посетителей не превышала 50%.

Мужчины (таких 55%) питаются в одиночестве чаще женщин (их 45%). Средний чек одиночного визита в общепит вырос за последний год на 3% до 263 руб., тогда как средний чек на человека при групповом визите сократился на 4% до 266 руб., по данным NPD.

Рынок перешел критическую отметку, считает эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Марина Лапенкова: кафе и рестораны стали удобны и доступны, туда можно зайти в любое время, в меню всегда есть понятная еда и напитки, а также можно сделать заказ онлайн.

Аналогичная ситуация и в других странах: по данным NPD, в Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании с июля 2018 г. по июнь 2019 г. доля одиночек в общепите выросла до 44%. В Австралии доля визитов одиночных клиентов растет три года подряд и к началу 2019 г. достигла 40% трафика.

Причин тому несколько, рассуждает Лапенкова. Во-первых, размылось представление об определенном времени для приема пищи – люди едят, когда удобно. Во-вторых, более значимо становится время для себя – человек приходит в кафе побаловать себя. В-третьих, становится все больше домохозяйств из одного человека: нет необходимости готовить и проще заказать навынос.

В одиночку чаще всего ходят в кофейни, пекарни, демократичные кафе, фастфуд и столовые, перечисляет Лапенкова. Исключение – традиционные рестораны полного обслуживания, там пока еще больше посетителей в компании, преимущественно вечером или в выходные.

ГК «Шоколадница» в кофейнях последние полтора года раздвигает столы-четверки, т. е. на четырех человек, на меньшие, рассказал операционный директор группы Константин Песков. Но, по его словам, гостей-одиночек пока меньше, чем тех, кто пришел с компанией: примерно 30% против 70%. Песков полагает, что «Шоколадницу» воспринимают как место, где можно и поужинать за бокалом вина: «А в такой ситуации в одиночестве будет уже тяжело».

Посещение ресторана из таинства превратилось в обыденность, всему виной распространение и демократизация общепита, рассуждает директор департамента стратегического маркетинга «Евроэксперта» Евгения Шалихманова. Рестораны стали демократичнее, бурно начали развиваться сервисы доставки еды и потребитель привык, что у него есть все на расстоянии вытянутой руки, говорит она.

Раньше заказывали доставку из ресторана для праздника в офисе или вечеринки друзей, заказы были нерегулярными, но с большим средним чеком, вспоминает руководитель фудтех-направления «Яндекс.Такси» Максим Фирсов. А сейчас, говорит он, доставка стала сервисом для повседневного питания: средний чек уменьшается, но растет частота заказов. В среднем заказе «Яндекс.Еды» четыре разных блюда и набор приборов на одного.

Многие потребители хотят контролировать, что они едят, не опасаясь отравиться после случайного перекуса, добавляет основатель сервиса доставки готовой еды Performance Group Артур Зеленый. Рынок рационного питания с доставкой в России, по его данным, растет ежегодно на 30–40%.