Минпромторг не получит 105 млрд рублей на поддержку гражданского судостроения

В бюджет по этой статье заложена на порядок меньшая сумма
Идея министерства состояла в том, чтобы обеспечить судоходные компании дешевым лизингом /ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО»

Минпромторг просил заложить в бюджете 2020–2022 гг. 105 млрд руб. на льготный лизинг гражданских судов: предполагалось, что ежегодно государственным лизинговым компаниям будет выделяться по 35 млрд руб. на корабли и нулевая стоимость этих средств позволит поставлять суда в лизинг по льготной ставке.

Министерству в выделении этих средств отказано, против выступил Минфин, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. «При формировании бюджета на предстоящий трехлетний период Минпромторг сформировал заявку о выделении 105 млрд руб. на докапитализацию российских лизинговых компаний на проекты лизинга гражданских судов. Однако правительственной комиссией по бюджету данное предложение поддержано не было», – подтвердил представитель Минпромторга.

По поручению правительства от 14 ноября Минпромторг сформирует новую заявку на дополнительное финансирование лизинговых программ, решение будет принято в период весенней корректировки бюджета с учетом потребности в строительстве судов, надеется представитель министерства. Но уже сейчас эту тему можно считать закрытой, выбить из Минфина такие средства едва ли получится, говорит федеральный чиновник. Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» не ответил.

«Российский гражданский флот остро нуждается в обновлении. По расчетам, до 2031 г. за счет этих средств (105 млрд руб.) можно построить более 450 судов различного типа: пассажирские, в том числе круизные, грузовые (сухогрузы, танкеры) суда, а также буксиры, земснаряды и др.», – перечислил представитель Минпромторга.

Средства эти Минпромторгу были нужны на докапитализацию Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, принадлежит Минтрансу), которая часть денег привлекает с рынка, всего на покупку водного транспорта предполагалось потратить вместе с субсидиями более 300 млрд руб., говорит федеральный чиновник.

Подобная программа с 2015 г. работает в авиастроении: ГТЛК в презентации сообщает, что за эти годы получила из бюджета 62,5 млрд руб., на которые она с привлечением заемных денег заказала 44 региональных самолета SSJ100, 14 турбовинтовых L-410 и 110 вертолетов Ми-8АМТ/МТВ и «Ансат» общей стоимостью 137,3 млрд руб.

На субсидирование судостроительного лизинга пока направляется значительно меньше средств: ГТЛК и «Машпромлизинг» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) были докапитализированы из бюджета в общей сложности примерно на 20 млрд руб.

В бюджете 2020–2022 гг. на льготный лизинг водного транспорта пока отпущено только 15 млрд руб., говорит федеральный чиновник. Минтранс разработал проект постановления правительства, по которому ГТЛК будет выделено 10,6 млрд руб. в следующие три года на закупку двух круизных судов класса «река – море», двух речных пассажирских судов на подводных крыльях проекта «Валдай», трех сухогрузов «река – море» проекта RSD59 и четырех самоходных земснарядов. Просто часть из 15 млрд руб. пока записаны в бюджете для выделения ОСК, но всю сумму получит именно ГТЛК, говорит федеральный чиновник.

Поставка круизных судов судоходным компаниям на коммерческих условиях невозможна, они не смогли бы платить коммерческую ставку лизинга, возможности компаний обновлять грузовой флот на коммерческих условиях также ограничены – для полноценного обновления нужны льготные условия, заключает федеральный чиновник.