Путин поручил создать авиакомпанию для перевозок пассажиров на Дальнем Востоке
Отечественных самолетов, которыми она должна быть укомплектована, в России пока нетВладимир Путин поручил правительству внести предложения по созданию авиакомпании, которая на самолетах российского производства перевозила бы пассажиров в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и в труднодоступных районах. Поручение дано по итогам совещания президента с членами правительства 11 декабря и опубликовано 15 января.
Правительству же надо определить и потребность в самолетах различной вместимости.
Идею создания региональной дальневосточной авиакомпании продвигает помощник президента по транспорту, бывший министр транспорта Игорь Левитин, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и топ-менеджер одной из компаний в авиатранспортной отрасли. По идее Левитина, она будет возить пассажиров с использованием бюджетных субсидий, говорят собеседники. Именно стараниями Левитина появилось это поручение, идею также горячо поддерживает госкорпорация «Ростех», утверждают они.
«Для развития авиасообщения на Дальнем Востоке лучше было бы не создавать еще одну госкомпанию, а найти перевозчика для этих субсидируемых рейсов по конкурсу из числа существующих авиакомпаний – госконтракты получили бы самые эффективные», – говорит человек, близкий к одной из российских авиакомпаний.
Основным исполнителем поручения будут Минпромторг, курируемая министерством Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и владеющий последней «Ростех», знают два федеральных чиновника. Роль Минтранса будет заключаться в определении оптимальной маршрутной сети, отмечает один из чиновников.
Промышленности отводится ведущая роль в реализации идеи, так как российских самолетов для такой задачи пока не существует, говорят два федеральных чиновника. Есть только SSJ100 и малый самолет L-410. Но последний – это чешская разработка, в России только собирается, а степень его локализации меньше 10%, указывает один из собеседников.
«Для развития региональных перевозок на Дальнем Востоке нужны прежде всего 50-кресельные суда на замену Ан-24», – говорит представитель Минтранса.
400 самолетов
вместимостью от 12 (Ан-2) до 100 (SSJ100) мест сейчас эксплуатируются в России (данные Bain)
«Отдельные направления в ДФО – между крупнейшими городами региона – может обслуживать SSJ100. Но основой региональных перевозок должен быть турбовинтовой самолет вместимостью примерно 50 кресел. Работающим сейчас в этой нише самолетам Ан-24 свыше 40 лет. Самолет Ил-114 им на замену еще разрабатывается», – передал «Ведомостям» руководитель московского офиса Bain & Company Юрий Спекторов. Кроме того, нужды малой авиации 19-местный L-410 может обеспечить лишь частично – альтернативы Ан-2 (12 мест) пока нет, указывает Спекторов. Правительству надо будет ждать выхода на рынок Ил-114 или принять политическое решение использовать на этот период иностранную технику, считает он.
«Мы поддерживаем решения, способствующие расширению спроса на отечественную авиатехнику», – говорит представитель «Ростеха». «Новый региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300 вместимостью от 50 до 68 мест ОАК планирует сертифицировать в 2022 г. Этот самолет может закрыть нишу региональных перевозок на маршрутах, где сегодня летают ветераны Ан 24/26», – рассказал он.
«Потребность проекта в самолетах будет зависеть от задач по количеству перевозимых пассажиров и по количеству связанных полетами населенных пунктов, а также от готовности федерального и региональных бюджетов перевозки субсидировать», – считает Спекторов.
С 2018 г. возможность создания авиакомпании для региональных перевозок по всей России изучали Сбербанк и ВТБ, но в 2019 г. от идеи отказались, так как не нашли перевозчика, которому доверили бы реализацию проекта на свои деньги. Создание собственной авиакомпании для эксплуатации российских самолетов также рассматривают «Ростех» и ОАК.
Представители Кремля и Минпромторга на запросы не ответили.