«Победа» сократила закупки российского керосина

Лоукостер не устраивает дороговизна топлива в отечественных аэропортах
В январе «Победа» почти в 4 раза увеличила закупки керосина в зарубежных аэропортах/ RBC/TASS

«Дочка» «Аэрофлота» – лоукостер «Победа» в январе резко увеличил закупки топлива в иностранных аэропортах, сократив закупки в России. Если ранее доля зарубежного топлива у «Победы» составляла всего 3%, то в январе она подскочила до 11%, рассказали два близких к группе «Аэрофлота» человека.

Представитель «Победы» подтвердил, что лоукостер увеличил закупки топлива за рубежом. Детали он обсуждать не стал. В маршрутной сети «Победы» сейчас 64 российских направления и 25 международных. Базовый аэропорт компании – «Внуково».

Все крупные авиакомпании стараются по максимуму заправляться в базовых аэропортах, потому что там за большие объемы они имеют хорошие скидки, объясняет топ-менеджер крупной авиакомпании. К тому же в московских аэропортах цены на керосин самые низкие в России, добавляет он. В декабре, по данным Росавиации, керосин во «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» стоил примерно 47 000–47 500 руб. за 1 т. В парке «Победы» 30 самолетов Boeing 737-800. В его баки помещается 20,9 т керосина. При полной загрузке этого хватает на 6–6,5 часа полета. При коротких рейсах это дает возможность заправиться в аэропорту сразу на два полета подряд или на второй рейс заправить баки лишь частично, рассказали сотрудники двух авиакомпаний.

В аэропорту Дубая керосин стоит примерно 39 900 за 1 т, Рима – 41 500 руб., Кельна – 41 700 руб., Берлина – 42 400 руб., рассказали сотрудники двух авиакомпаний. Даже с учетом возврата авиакомпаниям топливного акциза – около 3000 руб. за 1 т керосина – заправка за рубежом выгоднее, что немыслимо для нефтедобывающей державы, возмущается один из собеседников «Ведомостей».

Керосин резко подорожал еще в 2018 г. Почему же «Победа» решила переходить на иностранное топливо только сейчас? В январе стоимость керосина в России снова повысилась. И это при том, что рубль укрепился, а за рубежом цены остались прежними, объясняет человек, близкий к группе «Аэрофлот». В некоторых аэропортах топливо в январе действительно заметно подорожало, согласен сотрудник другой авиакомпании. Собеседник в группе «Аэрофлот» признает, что сильнее наращивать закупки за рубежом не получится – все-таки в сети лоукостера заметно преобладают российские рейсы.

«Возможность экономии при танкировании (заправка с расчетом на последующий рейс. – «Ведомости») за рубежом снижается от того, что полностью заправленный самолет тяжелее и, соответственно, потребляет больше топлива», – говорит сотрудник крупной российской авиакомпании. У всех перевозчиков есть программы, которые высчитывают максимальную экономию исходя из цен в базовом аэропорту и аэропорту вылета, а также расход топлива исходя из массы самолета, продолжает собеседник. Такая мера может дать небольшую экономию на отдельных рейсах, но не станет средством от чрезмерно высоких цен на топливо в России, соглашаются сотрудники двух авиакомпаний.

Собеседники в российских авиакомпаниях рассказывали, что топливо стало главной статьей расходов, его доля в себестоимости перевозок составляет около 30%.

Авиакомпании в 2018 г. из-за резкого роста цен на керосин получили огромные убытки и они продолжают накапливаться, говорит профессор ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. Правительство обещало отрасли разовую компенсацию размером 23 млрд руб. еще летом 2018 г. Но деньги до сих пор не выплачены, даже решения об этом нет, несмотря на профицитный бюджет, сказал эксперт.

Мы говорим о развитии внутреннего туризма, об увеличении полетов в регионы, но при этом тарифы на авиатопливо в наших регионах фактически заградительные, возмущен сотрудник российской авиакомпании. Сочи – главная круглогодичная точка притяжения российских туристов из регионов, но керосин там стоит 53 800 руб. за 1 т. При нынешнем курсе рубля и котировках нефти стоимость топлива в России должна хотя бы быть сопоставимой с ценами в зарубежных аэропортах, считает собеседник «Ведомостей».

Представители трех крупнейших поставщиков авиатоплива – «Газпромнефть-аэро», «Лукойл-аэро» и «Роснефть-аэро» – на запросы «Ведомостей» не ответили. Представители «Аэрофлота», S7 и Utair от комментариев отказались.