Почему сталелитейные компании очень мало заработали в прошлом году

Это может привести к снижению дивидендных выплат
Падение спроса и цен на сталь в 2019 г. не помешало крупнейшим сталелитейным компаниям России объявить щедрые дивиденды/ Андрей Гордеев / Ведомости

Крупнейшие сталелитейные компании России – НЛМК, «Северсталь», ММК сократили в 2019 г. производство стали на 7%. У всех трех снизились выручка, EBITDA, чистая прибыль и рентабельность. 12 февраля отчетность за прошлый год опубликовал НЛМК. Ранее это уже сделали «Северсталь» и ММК. На три компании приходится почти 56% производства стали в России.

Плохие финансовые показатели металлургов объясняются падением цен на сталь и ростом на металлургическое сырье, приводит пресс-служба НЛМК слова вице-президента по финансам Шамиля Курмашова. К ноябрю 2019 г. мировые цены на горячекатаный рулон на условиях отгрузки в черноморских портах упали на 15,5% до $396 за 1 т, а на железную руду в Китае выросли на 25% до $89. «Северсталь» и ММК также связывали слабые финансовые результаты с неблагоприятной рыночной ситуацией – снижением цен на продукцию и замедлением деловой активности на основных рынках сбыта.

В таких сложных рыночных условиях 80% металлургического производства приносит отрицательный финансовый результат, указывает Курмашов. Например, EBITDA крупнейшего производителя стали в мире ArcelorMittal в 2019 г. снизилась почти вдвое до $5,2 млрд, чистый убыток составил $2,5 млрд.

Но у российских компаний есть конкурентные преимущества – низкий долг (у всех трех компаний соотношение чистого долга и EBITDA меньше единицы) и собственные источники сырья. Это делает их более устойчивыми на волатильном и сложном рынке, сходятся во мнении вице-президент Moody’s Денис Перевезенцев и руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. Несмотря на ухудшившиеся показатели в 2019 г., результаты российских компаний можно считать успешными на фоне непростой ситуации в секторе в ключевых регионах – США и Европе, замечает Перевезенцев.

Падение EBITDA и рост инвестиций ожидаемо привели к снижению свободного денежного потока. Именно к этому показателю у всех трех компаний привязаны дивидендные выплаты. Все они обещают отдавать акционерам 100% свободного денежного потока, если чистый долг не превышает 1 EBITDA.

За прошлый год НЛМК и «Северсталь» отдадут владельцам даже больше положенного. НЛМК направит на дивиденды 148% свободного денежного потока, или $500 млн, «Северсталь» – 117%, или $352,6 млн. ММК заплатит 100%, или $272 млн.

Но за 2020 г. дивидендные выплаты могут снизиться из-за падения уровня свободного денежного потока на фоне пока еще слабых цен на сталь и роста капитальных затрат компаний, предостерегает Перевезенцев. Представитель «Северстали» напоминает лишь, что его компания не намерена увеличивать долг и это позволит платить высокие дивиденды. «Однако рынки стали сейчас крайне волатильны, и прогнозировать внешние факторы сложно», – подчеркивал он. Представитель ММК от комментариев отказался.

Представитель НЛМК не ответил на вопрос, существуют ли риски снижения дивидендных выплат в 2020 г. Однако он подчеркнул, что стратегия компании позволяет ей оставаться устойчивой к внешним рыночным факторам за счет низкой себестоимости производства, вертикальной интеграции, локализации производства и диверсифицированного портфеля продаж.

В целом эксперты ожидают восстановления рынка стали в 2020 г. «Достигнув дна в IV квартале 2019 г., цены на сталь продемонстрировали уверенный рост в I квартале 2020 г.: цена горячекатаного проката выросла до $500 за тонну. И во II квартале рост продолжится», – приводит данные Красноженов. А реализация крупных инвестиционных проектов как в России, так и за рубежом (например, китайской инициативы «Один пояс, один путь») поддержит спрос на сталь, добавляет он. В 2020 г. спрос на сталь вырастет на 1–2% и ускорится в 2021 г. в случае успешной реализации национальных проектов, ожидает Перевезенцев. Снижение спроса на сталь со стороны российской строительной отрасли будет компенсировано для ее производителей восстановлением цен на экспортных направлениях и нормализацией рентабельности экспортных продаж в 2020 г., продолжает он. Однако в 2020 г. сохранятся глобальные риски для отрасли, подчеркивает эксперт: снижение спроса на сталь в Китае (страна потребляет почти весь 1 млрд т производимой стали) может привести к росту ее экспорта из страны. «Есть риск повторения ситуации 2015–2016 гг., когда китайский экспорт стали увеличился до 100 млн т и привел к падению цен на всех рынках», – предостерегает он.