Продажи семян и товаров для дачи взлетели из-за коронавируса

Люди опасаются сложностей с покупками летом
Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи семян в крупных онлайн-магазинах резко выросли в марте, рассказали опрошенные «Ведомостями» участники рынка.

На Ozon за март продажи семян выросли на 20–30% год к году. На goods.ru продажи семян выросли в 13–16 раз за 16–29 марта год к году.

Наибольшим спросом, по словам представителя Ozon, пользовались семена огурцов, томатов, тыквы и моркови, а также зелени – укропа, петрушки и лука. Похожая статистика у goods.ru, говорит его представитель, отмечая также высокий спрос на семена капусты, кабачков и др.

Другие крупные продавцы смогли привести статистику только на конец марта в сравнении с началом месяца или февралем. У крупнейшего онлайн-продавца в России – Wildberries – продажи семян в марте выросли более чем вдвое по сравнению с прошлым месяцем. На площадке «Беру» спрос на семена и саженцы за последние две недели марта вырос на треть по сравнению с началом месяца.

Когда уровень доходов падает, россияне начинают задумываться, как комфортно прожить и сохранить качество рациона, констатирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: в лучшем случае люди в оплачиваемом отпуске, в худшем – без содержания или вообще лишены работы.

25 марта президент России Владимир Путин объявил о нерабочей неделе для страны с 30 марта по 5 апреля с сохранением зарплаты. В это время в Москве и Московской области закрыты рестораны, кафе, столовые, магазины одежды, бары и парки. 27 марта заммэра Москвы Анастасия Ракова заявила о возможности продления «карантинных каникул» в зависимости от развития ситуации с коронавирусом. С 30 марта аналогичные меры борьбы с распространением коронавируса начали вводить и российские регионы.

Рост спроса на семена связан с желанием россиян подстраховаться от возможных экономических трудностей, связанных с эпидемией COVID-19, считает партнер Data Insight Борис Овчинников. По его словам, многие могут рассуждать так: нет гарантий того, что летом 2020 г. будет возможность свободно добраться до магазина с привычно широким ассортиментом. Поэтому население пытается своими силами обеспечить себя продовольствием за счет огорода и сада, рассуждает он.

Урожай с собственного огорода занимает в среднем 5–7% в общем потреблении жителей Москвы и Петербурга, оценивает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. С учетом падения курса рубля и эпидемии эта доля вырастет, но насколько – сказать сложно, считает эксперт.

Кроме семян популярностью у покупателей пользовались и товары для дачи и дома. Так, у Wildberries за 16–26 марта продажи товаров для обустройства дачи взлетели в 5,5 раза год к году. А на Ozon продажи земли и газона в марте выросли на 300% год к году, мебели – на 222%, техники для сада – на 162%, садового декора – на 114%, а садовых инструментов – на 82%.

Рост спроса на грунты, удобрения, садовые мебель и инструменты за 16–26 марта по сравнению с 2–12 марта заметил и «Ашан». Его представитель называл это «стандартным увеличением продаж, которое связано с началом подготовки к дачному сезону». Его коллега из «Магнита» также говорит о «традиционном увеличении спроса» без конкретики.