Топ-менеджер «Системы» инвестировал в агротехнологический стартап

Никита Шашкин с партнерами вложит максимум $10 млн в цифровые сервисы для сельского хозяйства
Топ-менеджер «Системы» инвестировал в агротехнологический стартап/ Евгений Разумный / Ведомости

Компания «Инттерра» завершила первый раунд инвестиций, сообщили «Ведомостям» ее основатели Виталий Бузу и Александр Михайлов.

«Инттерра» занимается разработкой и внедрением цифровых сервисов для управления растениеводством. Основные клиенты компании – производители средств защиты растений (СЗР), семян и удобрений, которые через цифровой сервис компании SkyScout управляют продажами и консультируют клиентов-аграриев. Сейчас в системе содержатся данные примерно о 4 млн га земель в России.

Инвестиции, по словам Бузу и Михайлова, могут составить до $10 млн, сумма будет зависеть от динамики развития компании и ее потребностей в деньгах в ближайшие два года, объяснили они.

$10 млн в цифровизацию сельского хозяйства – крупная сделка, считает владелец инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев: если у компании установлен верхний предел инвестиций, то должен быть и нижний – обычно это 10–20% максимальной суммы.

Бузу и Михайлов инвесторов не называют. По данным «СПАРК-Интерфакса», они основали компанию в 2016 г. и до недавнего времени владели ею на паритетных началах. Но сейчас 12,5% у компании «Людани», которая принадлежит Никите Шашкину, инвестиционному директору АФК «Система» и совладельцу компании «Аква инвест» (частный инвестор компании по добыче минеральной воды «Ессентуки»). Шашкин подтвердил «Ведомостям», что инвестировал в «Инттерру», и уточнил, что это его частная инвестиция, не имеющая отношения ни к АФК «Система», ни к розливу минеральной воды. Он считает «Интттерру» интересным проектом: сельское хозяйство в последние годы активно развивалось, но его цифровизация пока недостаточна.

Другие новые совладельцы компании – кипрская «Фабарио лимитед» (ее бенефициары не раскрываются) с долей 37,5% и «Джерали инвестментс» Британских Виргинских островов (бенефициары не раскрываются) с долей 12,5%. Доля Бузу сократилась до 37,5%. Михайлова в списке владельцев нет, но он заверил «Ведомости», что по-прежнему совладелец, хотя и не стал говорить, какова его доля.

Инвестиции пойдут на развитие компании, обещает Бузу: планируется внедрение новых цифровых услуг, например маркетплейс для продажи СЗР, семян и удобрений. Кроме того, компания расширит географию работы за счет СНГ и Восточной Европы, делится он планами, а еще клиентам будут предложены финансовые сервисы и аграрии смогут оформлять кредиты, страховать урожай, брать в лизинг сельскохозяйственную технику и т. д. Эти сервисы пока работают в тестовом режиме, коммерческий запуск намечен на 2021 г.

Крупнейший поставщик пестицидов, фирма «Август», сотрудничает с «Инттеррой» и считает ее сервисы одними из самых продвинутых, говорит Михаил Данилов, директор по маркетингу и продажам «Августа». Компания готова рассматривать и другие услуги этой компании, в том числе маркетплейс, если он появится. Сейчас онлайн-продажи СЗР не развиты, рассказывает Данилов, в основном они продаются офлайн через сеть представительств или дистрибуторов. Чтобы приучить аграриев приобретать такую продукцию онлайн, уйдет некоторое время, предупреждает Данилов.

«Фосагро-регион» прорабатывает с «Инттеррой» проект дистанционной диагностики и оптимизации использования минеральных удобрений на полях клиентов сети, сообщил гендиректор сети дистрибуции минеральных удобрений «Фосагро-регион» Андрей Вовк.

Рынок подобных сервисов пока находится в зачаточном состоянии – есть десяток небольших компаний, говорит Соловьев. В основном это стартапы, знает Данилов. Но есть и международные сервисы – например, в России работает агротехнологическая компания Cropio, которую в 2019 г. приобрела швейцарская Syngenta, поставляющая СЗР, семена и др. Она, по собственным данным, обрабатывает данные примерно по 5 млн га сельскохозяйственных земель в России.

Инвесторам имеет смысл входить в такие проекты на 5–7 лет в расчете на десятикратный рост выручки компании, считает Соловьев. Проникновение IT-сервисов в сельском хозяйстве низкое, потенциал есть, рынок будет активно развиваться в ближайшие годы, заключает эксперт.