Совладелец производителя майонеза «Ряба» инвестирует в инновации в еде

Он вкладывается в растительное мясо и гранолу
Максим Стулов / Ведомости

Совладелец Нижегородского масложирового комбината (НМЖК, производитель майонеза «Ряба» и маргарина «Хозяюшка») Иван Сидорок и его партнеры создали венчурный фонд Aintrigud. Он будет инвестировать в новые технологии в производстве продуктов питания, рассказал «Ведомостям» Сидорок. Фонд зарегистрирован на Кипре в июне 2019 г., следует из данных кипрского реестра.

Сидорку, по его словам, принадлежит 50% в капитале Aintrigud, остальное – партнерам, их имен он не раскрывает. 25% – у кипрской Ph&re Holdings, ее бенефициар – президент фармацевтической компании «Нанолек» Владимир Христенко. Христенко подтвердил это «Ведомостям» и уточнил сумму своих инвестиций – $1,25 млн. Христенко – сын бывшего министра промышленности и торговли Виктора Христенко, который женат на вице-премьере Татьяне Голиковой.

Еще 25% в капитале Aintrigud – у компании Ntc World, бенефициары которой не раскрываются. Гендиректор Ntc World – Артем Козовой. Так же зовут совладельца компании «Мобильный продукт», производителя торговых терминалов Togobox для такси. Козовой – сын Геннадия Козового, бывшего совладельца угольной компании «Распадская», которому принадлежит 5,75% Evraz по состоянию на 29 апреля, сообщал «Коммерсантъ». Действительно, Артем Козовой – третий партнер в Aintrigud, говорит знакомый совладельца «Мобильного продукта». Вопросы, направленные представителю Козового, остались без ответа.

До конца 2020 г. Aintrigud планирует инвестировать $5 млн. Сидорок еще в 2014 г. основал акселератор Mabius, который отбирает стартапы в производстве продуктов, напитков, разработке биотехнологий и т. д. Новый фонд инвестирует в том числе и в проекты акселератора, говорит он. Например, он уже вложился в производителя злаковых чипсов Loot и растительное мясо из соевого белка, рассказывает Сидорок. В июне планируется войти в два проекта компании Go Foods – производство молочного напитка Оcta и гранолы Granolife.

Для Go Foods это будет уже второй раунд инвестиций, рассказывает сооснователь компании Андрей Редуто. Оcta и Granolife уже продаются в крупных торговых сетях («Азбука вкуса», «Лента», X5 Retail Group и т. д). Это нишевые продукты, востребованные у потребителей до 35 лет, рассуждает Редуто: инвесторам сейчас интересны такие проекты, но пока на рынке не так много идей и разработок, в которые они готовы вкладывать.

Инновации в продуктах питания будут востребованы, считает Сидорок: все больше людей заботятся о питании, ищут полезные продукты, которые еще и доступны по цене. Технологии в производстве еды активно развиваются, такие инвестиции перспективны, согласен Христенко. «Мне кажется, что я очень хорошо понимаю молодое поколение, что им интересно и какие стартапы могут выстрелить, – добавил он, напомнив, что и сам молод: в этом году ему исполнится 39 лет. – Вот Илон Маск ездит на автомобиле Tesla собственного изобретения, владелец IKEA обставляет дом своей мебелью, а я с удовольствием буду есть гранола Granolife или правильную пиццу, в которую инвестирует фонд».

Инновации от аграриев

Инновациями в продуктах питания недавно заинтересовался один из лидеров российского агропрома – ГК «Эфко». В 2019 г. она создала корпоративный венчурный фонд Fuel for Growth на $50 млн. В октябре 2019 г. он вложил $2 млн в фонд Newtrition под управлением Peakbridge Partners, рассказывает управляющий партнер Fuel for Growth Андрей Зюзин. Эти инвестиции получили шведский производитель низкокалорийного мороженого Nick’s, израильская программа Tastewise, которая предсказывает предпочтения посетителей ресторанов на ближайшие месяцы, а также американский производитель пребиотиков Prenexus Health.

Будущее за продуктами, произведенными с использованием биотехнологий, считает управляющий партнер фонда Fuel for Growth Андрей Зюзин. Например, стартап по производству растительного мяса Beyond Meat стал одним из крупнейших мировых производителей растительного мяса – рыночная капитализация компании в мае 2020 г. превысила $8,5 млрд. Растительное мясо будет одним из наиболее популярных направлений в развитии технологий, в том числе и в России, считает Александр Киселев, сооснователь Mabius. Если в 2018 г. только 0,4% потребителей выбирали растительное мясо вместо обычного, то к 2025 г. доля таких потребителей достигнет 2,5%, приводит он данные Euromonitor International.

Общая выручка компаний в сфере разработки и производства продуктов на основе биотехнологий в мире вырастет примерно в 2 раза до $390 млрд к 2025 г., в том числе $7–15 млрд из них будет продаваться в России, говорит Зюзин. Такие инвестиции становятся все более популярными, согласен владелец инвестиционной компании A. Partners Алексей Соловьев. Один из самых известных примеров в России – это компания «Биофудлаб» (производитель батончиков Bite), в которую инвестировал фонд Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова, говорит он.