«Яндекс» и Сбербанк объявили о разделе активов

У них два совместных предприятия – «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет»
Гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож и президент Сбербанка Герман Греф /Евгений Разумный / Ведомости

Сбербанк станет единственным владельцем платежной системы «Яндекс.Деньги», выкупив у «Яндекса» его долю 25% плюс 1 руб. примерно за 2,4 млрд руб. До конца 2020 г. Сбербанк проведет ребрендинг актива и поменяет его название: для пользователей и партнеров сервис продолжит работать в привычном режиме.

А «Яндекс» выкупит долю госбанка, 45%, в «Яндекс.Маркете» за 42 млрд руб. Кроме одноименной площадки сравнения цен в онлайн-магазинах в этот актив входит маркетплейс «Беру». После закрытия сделки у «Яндекса» будет 90% «Яндекс.Маркета», 10% акций останется у структуры, созданной для поощрения топ-менеджмента «Яндекс.Маркета» и его сотрудников.

Все соглашения, ограничивающие возможности «Яндекса» развивать финансовые сервисы вне партнерств со Сбербанком, будут прекращены, информирует «Яндекс».

Сделки планируется закрыть в III квартале 2020 г.

Новые партнеры

Чтобы финансировать рост, «Яндекс» привлечет $800 млн, продав новые акции класса A. Экономическая доля всех новых бумаг будет около 5%, а голосующая – 2,5%. Эта сделка будет состоять из двух частей. Акции на $200 млн предложат институциональным инвесторам по ускоренной подписке.

Бумаги еще на $600 млн в равных долях купят три инвестора: «ВТБ капитал», инвестиционная компания Романа Абрамовича Ervington Investments и Treliscope партнеров Абрамовича по металлургическому и горнодобывающему комплексу Evraz Александра Абрамова и Александра Фролова. Представитель Millhouse Абрамовича подтвердил это «Ведомостям». Представитель Invest AG подтвердил, что компания Абрамова и Фролова инвестирует в «Яндекс». От ответа на другие вопросы все они отказались.

Все три будущих инвестора обязались не продавать акции «Яндекса» в течение двух лет, в следующие два года они не смогут увеличить долю в «Яндексе» более чем на 3,99%.

Участие «ВТБ капитала» в сделке логично, учитывая его более близкие отношения с «Яндексом» после реформы в корпоративном управлении интернет-компании, считают аналитики «Ренессанс капитала». В конце 2019 г. «Яндекс» объявил, что им будет управлять Фонд общественных интересов и этот фонд выдвинул в совет директоров «Яндекса» гендиректора «ВТБ капитала» Алексея Яковицкого.

Новые инвесторы могут стать не только финансовыми партнерами, считает аналитик Sova Capital Михаил Терентьев. Так как развод со Сбербанком снимает ограничения на развитие финансовых сервисов «Яндекса», инфраструктура ВТБ могла бы пригодиться для таких планов.

«Яндексу» могут понадобиться дополнительные средства как для финансирования сделки со Сбербанком, так и для развития онлайн-торговли, считает аналитик «Ренессанс капитала» Кирилл Панарин: у компании на балансе уже есть 200 млрд руб. свободных средств, можно предположить, что дополнительные инвестиции пойдут на финансирование нового проекта или еще одной сделки. В последнем случае наиболее вероятный вариант – покупка «Яндексом» Uber, полагает Панарин.

«Яндекс» заинтересован нарастить долю в совместном предприятии с Uber – «Яндекс.Такси», сообщил финансовый директор интернет-компании Грег Абовский на телефонной конференции с инвесторами и аналитиками. По его словам, пока никаких процессов по этому вопросу не идет: «Но мы очень заинтересованы в увеличении доли и получении контроля над активом». Сейчас у «Яндекса» доля в «Яндекс.Такси» – 61%, у Uber – 37,96%, еще 1,04% – у сотрудников.

Не совсем партнеры

Первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис объяснил развод с интернет-компанией нарастающей конкуренцией между экосистемами банка и «Яндекса». «Мы искали взаимоприемлемый выход из этой ситуации, и нам с менеджментом «Яндекса» удалось найти взвешенное и взаимовыгодное решение, – считает Хасис. – Мы планируем остаться партнерами с «Яндексом» в коммерческих соглашениях по многим направлениям».

Совокупная прибыль Сбербанка от сделки, по его оценке, составит около 20 млрд руб.

Разлад «Яндекса» и Сбербанка начался в 2019 г., через год после создания совместного предприятия, торговой платформы «Яндекс.Маркет». Тогда появились слухи, будто стороны недовольны сотрудничеством. В начале июня The Bell сообщил о скором разводе «Яндекса» и Сбербанка, это подтверждал близкий к интернет-компании собеседник «Ведомостей». К разрыву привело «непорядочное поведение» топ-менеджеров Сбербанка по отношению к партнерству с интернет-компанией, подтверждал «Ведомостям» в начале июня собеседник, близкий к «Яндексу»: точкой конфликта стало развитие проектов в области интернет-торговли.

В декабре 2019 г. Сбербанк создал совместное предприятие с основным конкурентом «Яндекса»– Mail.ru Group. Туда входит несколько активов в сфере цифровых технологий для рынка продуктов питания и транспорта: сервис доставки еды Delivery Club, агрегатор такси «Ситимобил», служба быстрой доставки продуктов «Самокат» и др. Сам «Яндекс» создает похожую экосистему, где также есть служба доставки еды «Яндекс.Еда», «Яндекс.Такси», сервис быстрой доставки продуктов «Яндекс.Лавка» и проч. А в начале июня 2020 г. Reuters сообщило, что Сбербанк договаривается о покупке примерно 30% акций интернет-ритейлера Ozon, одного из конкурентов «Яндекс.Маркета».

«Яндекс» на последней миле

За два года, которые продолжалось партнерство Сбербанка и «Яндекса» в электронной коммерции, рынок продолжал активно развиваться, а кризис, вызванный пандемией, дал ему дополнительный импульс, указывает аналитик Sova Capital Михаил Терентьев. Но «Яндекс» решил вернуться к классическому подходу в развитии – самостоятельному, что дает большую свободу в принятии решений и не требует синхронизации действий с партнером, чье видение может отличаться. «Яндекс» за это время серьезно нарастил экспертизу в логистике и доставке конечному потребителю, перечисляет аналитик: развивался бизнес такси, появился сервис экспресс-доставки продуктов «Лавка». А для развития онлайн-торговли «последняя миля» – одно из самых важных конкурентных преимуществ.

Консолидация «Яндекс.Маркета» существенно повлияет на прибыльность группы, отмечают аналитики Citi: перспективы онлайн-коммерции в России привлекательны, но из-за растущей конкуренции для ее развития могут потребоваться существенные вложения.