«Яндекс» и Сбербанк разделят активы

Причина разлада – в «Яндекс.Маркете»
Максим Стулов / Ведомости

«Яндекс» и Сбербанк готовятся объявить о разводе, сообщил The Bell со ссылкой на источники. Решение о разводе со Сбербанком принято, идет финальное оформление договоренностей, вскоре будет официально объявлено о расторжении СП, подтвердил «Ведомостям» человек, близкий к «Яндексу». 

Компании разделят «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет». По данным The Bell, «Яндекс» выкупит у Сбербанка его 45% в «Яндекс.Маркете». А «Яндекс.Деньги» отойдут Сбербанку, у которого сейчас 75% в этой компании, остальное – у «Яндекса».

«Яндекс» рассматривает разные возможности реструктуризации владения в совместных предприятиях, сообщил его представитель. «У нас с "Яндексом" идут консультации, в рамках которых мы рассматриваем возможные варианты реструктуризации наших долей в совместных с "Яндексом" предприятиях», – подтверждает первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис. Представитель «Яндекс.Маркета» от комментариев отказался.

Параллельно «Яндекс» планирует разместить до 5% акций класса А (на одну акцию приходится один голос). Деньги потребуются компании на выкуп «Яндекс.Маркета» и развитие экосистемы. Акции могут приобрести Millhouse Романа Абрамовича и ВТБ, утверждают собеседники The Bell. Представители Millhouse и ВТБ от комментариев отказались.

Золотой партнер

Сбербанк стал партнером и акционером «Яндекса» в 2009 г., перед IPO интернет-компании в Нью-Йорке, банк приобрел за 1 евро «золотую акцию». Она дала банку право накладывать вето на продажу более 25% «Яндекса». Это страховало от перехода интернет-компании под контроль иностранцев, объясняли источники «Ведомостей».

Партнерство «Яндекса» и Сбербанка развивалось: в 2012 г. они создали первое совместное предприятие – банк купил 75% акций платежной системы «Яндекс.Деньги». Сервис долгие годы был самым популярным платежным сервисом у россиян в интернете. Но в 2019 г. его обогнал собственный проект Сбербанка – «Сбербанк онлайн», следует из опроса аналитической компании Mediascope. Как выяснила компания, сервисом Сбербанка хотя бы раз в год пользуются 83% россиян, а совместным сервисом этого банка и «Яндекса» – 53% россиян.

После развода бренд «Яндекс.Деньги» перестанет существовать, Сбербанк получит большую часть «технологической и продуктовой начинки» проекта, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к «Яндексу». 

Развод со Сбербанком открывает для «Яндекса» возможности по новым партнерствам, в том числе в области банковских технологий, указывает собеседник «Ведомостей», близкий к интернет-компании. Он считает, что «Яндекс» может быть очень перспективным партнером в этой области – у компании сложились доверительные отношения с миллионами интернет-пользователей, есть огромный опыт в выпуске новых решений и большой запас денег на счетах.

Общий проект ВТБ и «Яндекса»

У компаний уже есть общий сервис, сообщал ранее The Bell: «Яндекс» и ВТБ готовят к запуску проект «Яндекс.Инвестиции» – сервис для непрофессиональных инвесторов для торговли ценными бумагами.

Разлад в благородном семействе

Человек, близкий к «Яндексу», считает, что к разводу, прежде всего, привело «непорядочное поведение» топ-менеджеров Сбербанка по отношению к партнерству с интернет-компанией. По его словам, точкой конфликта стало развитие общих проектов в области интернет-торговли.

Речь идет о «Яндекс.Маркете» – в него, помимо одноименной площадки для сравнения цен в интернет-магазинах, входит маркетплейс «Беру». «Яндекс.Маркет» как совместное предприятие госбанка и интернет-компании появилось в начале 2018 г. «Мы хотим построить на базе «Яндекс.Маркета» российский Amazon, и очень надеюсь, что у нас все получится», – заявлял тогда президент Сбербанка Герман Греф. Вся компания тогда оценивалась в 60 млрд руб., Сбербанк заплатил 30 млрд руб. за 45% в СП. В апреле 2020 г. аналитики оценивали стоимость проекта в 90–96 млрд руб., напоминает The Bell.  

У СП при запуске были большие амбиции, и хотя проект развивается, его обороты растут, это меньший масштаб, чем изначально рассчитывали партнеры, объясняет человек, близкий к «Яндексу»: каждый из партнеров может считать, что эта вина другого. «То, что реально не получилось, – это найти звездную команду топ-менеджеров, чья бизнес-стратегия была бы эффективна с точки зрения обоих партнеров и обеспечила  бы тот самый амбициозный рост», – резюмирует он.

Команда «Маркета» делала очень много и «Беру» стал одним из самых значимых интернет-магазинов на рынке в очень короткий срок, указывает председатель совета Торгово-промышленной палаты по развитию электронной коммерции Алексей Федоро. Но рынок за два года драматически изменился, добавляет он: если два года назад было легко и просто открывать новый маркетплейс, то сейчас маркетплейсы делают все, кому не лень, даже большие игроки, которые раньше собирались оставаться исключительно в своей нише, например «М.Видео», «Ситилинк». «Началась война огромных бюджетов, и на этом фоне бюджет “Маркета” и “Беру” огромный, но такой же, почти как у всех больших игроков», – рассуждает Федоров.  

За полтора года существования «Беру» сделал колоссальный рывок, подтверждает главный аналитик РАЭК Казарян: по данным Data Insight, у площадки самые высокие темпы роста среди российских интернет-магазинов. За 2019 г., по оценке Data Insight, оборот площадки вырос на 691% до 23 млрд руб. – 12-е место по обороту среди крупнейших интернет-магазинов.

Новый уровень отношений

Сообщения о спорах между партнерами появились вскоре после создания СП на базе «Яндекс.Маркета» в 2018–2019 г. Сбербанк предложил перевести отношения на другой уровень и стать полноценным акционером «Яндекса» – летом и осенью 2018 г. топ-менеджеры банка обсуждали с акционерами «Яндекса» возможность перехода контроля над компанией к Сбербанку, рассказывали источники «Ведомостей». По их словам, топ-менеджеры банка даже предварительно получили одобрение на такую сделку у правительства. 

Если бы Сбербанк получил контроль над «Яндексом», то сервисы «Яндекса» легли бы в основу большой пользовательской экосистемы, которую решил построить Греф. Но основатель и основной акционер «Яндекса» Аркадий Волож в итоге не принял предложение банка.

Тогда Сбербанк начал искать альтернативные способы построить экосистему. Летом 2019 г. банк приобрел 46,5% акций Rambler Group, а позднее создал СП с Mail.ru Group в области электронной торговли продуктами питания и транспорта. Проект c Mail.ru Group – прямой конкурент СП Сбербанка с «Яндексом», указывали ранее аналитики инвестбанков. Топ-менеджеры «Яндекса» также неофициально говорили «Ведомостям», что расценивают соглашение с конкурентом нарушением договоренностей с самим «Яндексом». Официально «Яндекс» не комментировал действия Сбербанка.

Параллельно «Яндекс» договорился с государством о новой системе гарантий иностранного невмешательства в такой стратегический актив – «золотая акция» была фактически заменена на Фонд общественных интересов, который создается при интернет-компании и чей совет формируется при участии государства. В конце 2019 г. Сбербанк вернул «Яндексу» «золотую акцию».