«Яндекс» займет $1,25 млрд неизвестно зачем

У компании $1,4 млрд на счетах, нет долга и мегапроектов
Книга заявок на облигации «Яндекса» на $1,25 млрд закроется в ночь на среду, сообщила компания /Максим Стулов / Ведомости

Книга заявок на облигации «Яндекса» на $1,25 млрд закроется в ночь на среду, сообщила компания. Это конвертируемый заем – бумаги будут погашены в 2025 г. деньгами, либо акциями «Яндекса» класса А (они торгуются на NASDAQ), либо их сочетанием – это решит сама компания. Купон выплачивается дважды в год по ставке от 0,5 до 1% годовых, ее размер определится по итогам размещения.

«Яндекс» крайне расплывчато объяснил, куда собирается потратить полученные деньги: на общие цели, в том числе на развитие, инвестиции, приобретение активов, а также на обратный выкуп акций, указано в сообщении компании.

Очевидной потребности в деньгах у крупнейшей медийной и технологической компании России (выручка в 2019 г. – 175,4 млрд руб.) нет. На конец года на ее счетах было 88,3 млрд руб. ($1,43 млрд), включая 24,4 млрд руб. ($394 млн) на счетах СП с Uber – «Яндекс.Такси». Долгов у компании нет. В 2019 г. капитальные затраты «Яндекса» составили 20,5 млрд руб. В конце года он объявил о программе обратного выкупа акций на $300 млн. Получается, что на развитие и обратный выкуп компании хватило бы имеющихся средств. Крупных поглощений или значительного роста инвестиций «Яндекс» также не анонсировал.

Похожим образом складывалась ситуация в 2013 г., когда «Яндекс» впервые разместил конвертируемые бонды на $600 млн, тоже пятилетние. Аналитики тогда предполагали, что компания готовится к крупной сделке, но больших покупок от нее так и не дождались.

до $300 млн

может потратить «Яндекс» на строительство новой штаб-квартиры на месте гостиницы «Корстон» (без учета стоимости участка под строительство), подсчитал Павел Баранов, руководитель департамента корпоративных услуг Cushman & Wakefield. Сам участок под строительство «Яндекс» выкупил в конце 2018 г. за $145 млн

Опрошенные «Ведомостями» аналитики называют среди предстоящих крупных затрат «Яндекса» строительство нового офиса. Гипотетически «Яндекс» может готовиться не к внешним поглощениям, а к «оптимизации структуры» партнерских проектов, рассуждает аналитик Газпромбанка Игорь Гончаров. Помимо выкупа доли Uber перед готовящимся IPO агрегатора такси ($2,7–3,1 млрд, по осенней оценке инвестбанков) «Яндекс» может выкупить у «Яндекс.Такси» бизнес по доставке еды («Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка»), соглашается другой аналитик, или все-таки развестись со Сбербанком и стать единственным владельцем «Яндекс.Маркета» (в 2017 г. доля Сбербанка оценивалась в 30 млрд руб.).

Почему при этом «Яндекс» не использует деньги на счетах, а привлекает их на рынке, можно только догадываться, говорит аналитик БКС Мария Суханова: вероятно, сейчас для компании выгоднее не снимать деньги с депозитов, где они лежат на хороших условиях, а взять на рынке под низкие ставки. С этой версией согласен аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: многие крупные технологические компании традиционно хранят большой запас денег, добавляет он.

По данным ЦБ, ставка привлеченных 30 крупнейшими банками депозитов компаний в долларах последние шесть лет эпизодически опускалась ниже 1,5% годовых, а в декабре 2019 г. составила 1,91%.

Крупные компании иногда могут зарабатывать на разнице ставок. В 2010 г. «Роснефть» привлекла кредит Китайского банка развития, но не стала тратить эти деньги, а положила на депозит. На разнице ставок компания могла, по оценкам аналитиков, заработать около 1 млрд руб.

Остатки средств на счетах «Яндекса» последние годы растут, можно предположить, что компания открыла по крайней мере часть депозитов давно и на хороших условиях, рассуждает аналитик крупного инвестбанка: тогда «Яндексу» действительно невыгодно сейчас закрывать депозиты и забирать деньги. «Яндекс» не раскрывает, где и на каких условиях хранит деньги. Еще один вариант – «Яндекс» предполагает, что ставки на финансовых рынках в ближайшем будущем резко вырастут и поэтому нужно пользоваться моментом, чтобы дешево занять деньги сейчас, полагает Суханова. Гончаров также называет одной из возможных причин желание «воспользоваться окном благоприятной конъюнктуры», пока оно не закрылось.

Представитель «Яндекса» не комментирует ни одну из этих версий.