«Шереметьево» на пять лет отложило строительство терминалов стоимостью $535 млн

Сроки перенесены из-за эпидемии китайского коронавируса
Андрей Гордеев / Ведомости

Строительство терминала С-2 ожидается в 2030-е гг., инвестиции в него составят $414,5 млн собственных средств, говорится в годовом отчете «Шереметьево», крупнейшего российского аэропорта. А реконструкция терминала F стоимостью $120 млн ожидается в 2031 г., говорится в отчете. Еще в январе 2020 г. аэропорт планировал запустить С-2 в 2026 г. и сразу после этого начать реконструкцию F ‒ об этом в интервью «Ведомостям» рассказывал председатель совета директоров «Шереметьево» Александр Пономаренко. Пропускная способность С-2 составит 15 млн человек в год, вместе с терминалами В и С-1 он выстроится в единый северный терминальный комплекс длиной 1 км, рассказывал Пономаренко.

F возведен к московской Олимпиаде 1980 г. ‒ это единственный терминал, сохранившийся в «Шереметьево» со времен СССР, остальные четыре пассажирских терминала построены в новейшее время: D ‒ в 2009 г., Е ‒ в 2010 г., В ‒ в 2018 г., С-1 ‒ в январе 2020 г. Получается, крупнейшие инвестпроекты аэропорта отложены на пять лет или больше.

Перенос проектов, естественно, связан с эпидемией коронавируса. Пропускная способность «Шереметьево» составляет 80 млн пассажиров в год, начинать строить новые мощности надо, когда трафик достигнет 70 млн человек, объяснил человек, близкий к «Шереметьево».

Казначейский пакет

Теперь 1,05% «Международного аэропорта «Шереметьево» принадлежит самому аэропорту, говорится в его годовом отчете. Ранее такой пакет принадлежал ВЭБу. Аэропорт действительно выкупил собственные акции у ВЭБа, это произошло еще в 2019 г., рассказали два человека, близкие к акционерам аэропорта. Размер сделки они не называют. 66,06% «Шереметьево» принадлежит ООО «Шереметьево холдинг» (принадлежит, в свою очередь, компании TPS Avia, в которой 65,22% у траста семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатко, 34,78% ‒ у Аркадия Ротенберга), 30,46% ‒ у Росимущества, 2,46% ‒ у «Аэрофлота».

В 2019 г. «Шереметьево» обслужило 49,9 млн пассажиров ‒ это лучший результат в России и восьмой в Европе. «На этот год прогнозы делать тяжело, итоги будут зависеть от эпидемической ситуации, а также от скорости восстановления базовых авиакомпаний, в первую очередь «Аэрофлота» и его «дочки» «России», ‒ продолжает источник «Ведомостей». Но сейчас аэропорт исходит из того, что трафик в 2020 г. составит около 20‒25 млн пассажиров, т. е. упадет по сравнению с прошлым годом в 2‒2,5 раза, добавил он.

В январе ‒ мае «Шереметьево» приняло 9,1 млн пассажиров ‒ это вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А в апреле и мае (на эти месяцы в России пришлось наибольшее сокращение перевозок) крупнейший российский аэропорт обслужил соответственно 161 000 и 227 000 пассажиров ‒ в 24 и 18 раз меньше, чем в прошлом году.

Озвученные сроки строительства ‒ примерные и могут сдвигаться как вправо, так и влево, продолжает источник в «Шереметьево». На этой неделе гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев представил премьер-министру Михаилу Мишустину новую стратегию группы «Аэрофлот», по которой «Аэрофлот» и «Россия» к 2028 г. будут перевозить в сумме 65‒70 млн пассажиров. В 2019 г. они вместе перевезли 47,5 млн человек. Если эти планы будут выполняться и другие наши перевозчики будут расти быстро, то новые терминалы могут понадобиться и раньше, чем в 2030-е, добавляет человек, близкий к «Шереметьево». «Аэрофлот» и «Россия» в 2019 г. обеспечили «Шереметьево» около 80% всех пассажиров. «Аэрофлот» летает только из «Шереметьево», «Россия» примерно половину самолетов базирует в «Пулково», соответственно, примерно половина ее трафика минует Москву.

 «Ввод новых терминалов в 2030-е означает, что «Шереметьево» консервативно прогнозирует как восстановительный рост рынка, так и его долгосрочное развитие. Хотя новая стратегия «Аэрофлота» подразумевает именно взрывной рост показателей. Если она окажется выполнимой, то аэропорту может понадобиться расширять мощности быстрее», ‒ говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «По моим оценкам, российский авиарынок будет восстанавливаться два года и выйдет на докризисные показатели 2019 г. где-то летом 2022 г.», ‒ добавляет Рыбак.​

«Ведомости» направили запрос представителю «Шереметьево».