Крупнейший производитель титана нацелился на новые ниши

Прибыль «ВСМПО-Ависмы» за первое полугодие упала практически до нуля. Компания надеется на переориентацию сбыта на энергетику и химотрасль
Из-за падения экспортных отгрузок чистая прибыль корпорации за шесть месяцев 2020 г. по МСФО обвалилась до $82 000 /РИА Новости

«ВСМПО-Ависма» опубликовала финансовую отчетность за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 г. Из-за падения экспортных отгрузок чистая прибыль корпорации за шесть месяцев 2020 г. по МСФО обвалилась до $82 000 (по сравнению с $210,3 млн в январе – июне прошлого года), а выручка упала на 17% до $678,4 млн. При этом выручка от поставок в дальнее зарубежье сократилась на 20% до $494 млн, а выручка по России и странам СНГ снизилась на 6% до $184,3 млн.

До 70% продукции корпорации потребляет авиакосмическая промышленность. «По прогнозам аналитиков, напряженная ситуация в авиаперевозках продлится до конца 2021 г.», – говорится в материалах «ВСМПО-Ависмы». Качественный прогноз восстановления объемов заказов в компании можно сделать после запуска трансконтинентальных рейсов, заявил «Ведомостям» генеральный директор «ВСМПО-Ависмы» Сергей Степанов. Бывший руководитель угольного дивизиона Evraz был назначен гендиректором корпорации в начале июля вместо временно исполняющего обязанности гендиректора Максима Кузюка. «Понятно, что 2021 год будет непростым, но при этом уже видно, что спрос на российские авиарейсы растет, самолеты заполнены хорошо. Дождемся восстановления международного авиасообщения и поймем, когда начнется рост в нашей индустрии», – сказал Степанов.

На фоне рухнувшей в первом полугодии прибыли «ВСМПО-Ависма» намерена переориентировать сбыт на химическую отрасль и энергетику. Сохранить уровень продаж на внутреннем рынке в первом полугодии 2020 г. компании помогли именно проекты в химической отрасли, энергетике и медицине, отметил руководитель «ВСМПО-Ависмы».

25%

мирового рынка титана занимает «ВСМПО-Ависма». По данным компании, «ВСМПО-Ависма» обеспечивает до 35% всех потребностей в титане Boeing, 65% – европейского концерна Airbus Group и 100% – Embraer

Заявление компании о намерении увеличить продажи в смежных отраслях нужно воспринимать как антикризисную меру на ближайшие 1,5 года, которая позволит ей продержаться до восстановления рынка, считает аналитик АКРА Максим Худалов. «Это правильное решение, гораздо лучшее, чем то, что предлагалось в 1990-е гг., когда на предприятии делали титановые лопаты. Сейчас они [«ВСМПО-Ависма»] будут меньше делать металла и одновременно предлагать химической отрасли диоксид титана для производства красок, керамики и другой продукции», – отмечает он. При этом, если компании удастся интенсифицировать сотрудничество с «Росатомом», с учетом планов, которые есть у атомщиков, действительно часть деталей из нержавеющей стали можно заменять на титановые, полагает он.

«Ведь сейчас тяжело всем участникам рынка – возможно, не все зарубежные компании смогут выжить. На их фоне позиции отечественного производителя титана выглядят неплохо, поддержкой «ВСМПО-Ависме» выступает слабый рубль. В дальнейшем наработанные компанией компетенции будут востребованы», – говорит Худалов. Спрос на новые самолеты начнет восстанавливаться со следующего года и составит 50% от уровня 2019 г., считает Худалов.

$82 тыс.

составила прибыль корпорации в 2020 г., в 2019 г. она составляла $210,3 млн

В обычное время производители титана демонстрируют очень высокую по сравнению с другими металлургическими производствами рентабельность, напоминает Айрат Халиков из Газпромбанка. «ВСМПО двигалось в общем для всех металлургов русле: к производству продукции высокого передела – компонентов и готовых деталей. По всей видимости, пока планы по увеличению добавленной стоимости продукции в компании отложили, но это временное решение», – полагает Халиков. Мировая авиапромышленность пока не оправилась от удара и скорого восстановления цен на титан ожидать не стоит, считает аналитик. В I квартале нынешнего года цена 1 т титана достигала $11 500, но в июне – июле из-за падения спроса со стороны авиапроизводителей и нефтяников его стоимость обвалилась до $7000. «Скорее всего, начала роста цен на титан можно ожидать только в следующем году. Мы ожидаем, что восстановление спроса и цены на титан будет медленным», – заключает Халиков.

Восстановление спроса в авиастроительной отрасли вряд ли будет происходить быстрыми темпами, авиаперевозки в этом году, скорее всего, упадут более чем на 60%, полагает аналитик «Атона» Андрей Лобазов. «Boeing объявил о планах снизить производство моделей 787 и 777, а также отложил планы по наращиванию модели Мах на 2022 г. Нормализация спроса займет несколько лет, и компании навряд ли удастся полностью компенсировать это падение переходом в другие отрасли», – полагает он.

В апреле «ВСМПО-Ависма» заявила о намерении сократить производство титановой продукции в 2020 г. с 39 000 до 26 500 т. Выпуск губчатого титана сократится с 44 000 до 35 000 т.