Контроль за иностранными владельцами рыбодобывающих компаний ужесточат

В основном это коснется небольших игроков
На крупных участников рынка необходимость согласовывать доли от 25 до 50% не повлияет – всех их и так контролируют российские граждане/ Лев Федосеев / ТАСС

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала поправки, предложенные Федеральной антимонопольной службой (ФАС): они усиливают контроль над иностранными инвесторами в рыбной отрасли. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель правительства.

Сейчас российские компании, которые находятся под контролем иностранцев, не могут добывать рыбу. Исключение составляют фирмы, которые получили разрешение комиссии правительства по контролю за иностранными инвестициями. По действующим нормам контролем признается владение свыше 50% долей в компании. ФАС же предлагает снизить этот порог до 25%, следует из текста законопроекта.

В течение года после вступления в силу новых норм иностранные собственники с долей в 25–50% должны будут получить у правительственной комиссии разрешение на владение долей либо снизить ее. Если они этого не сделают, то это станет основанием для лишения иностранного владельца права голоса на общем собрании акционеров или участников через суд, говорится в пояснительной записке.

Цель законопроекта – снизить для иностранцев возможность управлять российскими рыбодобытчиками, говорит представитель ФАС. Он напоминает, что часто такие компании зависят от зарубежных инвесторов, хотя их доля меньше 50%. Дело в том, что их устав и другие документы требуют участия таких совладельцев при принятии ключевых решений. ФАС приводит недавние примеры: незаконный иностранный контроль обнаружен в дальневосточных компаниях по добыче рыбы «Алитет-ДВ», «Айруп», «Оладон» и др.

Согласно ЕГРЮЛу, в числе их совладельцев есть корейские инвесторы с долей 49%. Но, как выяснила ФАС из документов компаний, для принятия ключевых решений в них требуется в том числе и участие миноритарных собственников, говорится в определениях арбитражных судов. На основании этого служба сделала выводы о наличии фактического контроля иностранцев над этими компаниями, сказано там же. Также в 2018 г. ФАС обнаружила незаконный контроль гражданина Украины Дмитрия Дремлюги над рядом дальневосточных компаний.

После длительных судебных разбирательств суды признали заключения ФАС законными, напоминает представитель службы. Согласно закону о рыболовстве, с компаниями, у которых обнаружен незаконный иностранный контроль, Росрыболовство должно расторгнуть договоры о закреплении долей квот на добычу. Пресс-служба Росрыболовства лишь еще раз напомнила, что уполномочена расторгать договоры с нарушителями. Связаться с компаниями «Алитет-ДВ», «Айруп», «Оладон» не удалось.

Рыба не едет в Китай

Недавно у России возникли проблемы в торговле с Китаем, который является главным импортером российской рыбы. В сентябре Центр по контролю и профилактике заболеваний провинции Цзилинь дважды сообщал, что в российской продукции обнаружены следы коронавируса. После этого Китай начал отказываться от поставок из России. А 22 декабря «Коммерсантъ» сообщил, что Китай закрыл все порты для приема грузов. 23 декабря вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Росрыболовству и Россельхознадзору провести переговоры с властями Китая для скорейшего открытия портов страны для российской рыбы.

ФАС напоминает, что были случаи, когда правительственная комиссия согласовывала иностранным инвесторам сделки по приобретению долей или акций в капитале. Например, такое разрешение в 2018 г. получила компания «Братская рыба» из Иркутской области. 75% долей в этой компании принадлежит гражданину Швейцарии Вольфу Бернару.

На крупных участников рынка необходимость согласовывать доли от 25 до 50% не повлияет – всех их и так контролируют российские граждане, говорит управляющий партнер «Легес бюро» Мария Спиридонова. C этим согласен управляющий группой «Доброфлот» Александр Ефремов: в России остались единичные случаи, когда доли в рыбодобывающих компаниях принадлежат иностранцам. У компаний, совладельцами которых являются граждане Южной Кореи, квот немного, уверяет он. По словам Спиридоновой, это не значит, что поправки лишены смысла: они позволят создать правовую базу для защиты от «захвата стратегически важной отрасли иностранными инвесторами».

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников поддерживает изменения, предложенные ФАС, говорит ее президент Герман Зверев. По его словам, они позволят не допустить бесконтрольный вход иностранных инвесторов в рыбную отрасль. Причем сами зарубежные инвестиции порой оправданны – они помогают выходить на новые рынки или получать доступ к новым технологиям, рассуждает он.

Ефремов же необходимость согласовывать участие зарубежных компаний с долей менее 50% считает нецелесообразным, потому что иностранцы и так не стремятся инвестировать в российское рыболовство: законодательство в нем крайне сложное, запутанное, кроме того, различные ведомства (погранслужба ФСБ, таможня, Россельхознадзор, Росрыболовство и т. д.) толкуют законы по-разному и часто у компаний из-за этого возникают проблемы или ограничения в их работе, в которых не могут разобраться даже российские собственники. По данным Росстата, всего в России 144 рыбодобывающие компании с иностранным участием, говорит представитель ФАС. Новые изменения затронут примерно 70–100 компаний, считает он.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина