Загрузка НПЗ в России упала до десятилетнего минимума

Вернуться на доковидный уровень в 2021-м вряд ли получится, считают эксперты
В Минэнерго «Ведомостям» сказали, что в начале 2021 г. НПЗ работают стабильно и по мере плавного роста спроса на моторные топлива ожидается увеличение их загрузки /Андрей Гордеев / Ведомости

Поставки нефти на российские НПЗ по системе «Транснефти» в прошлом году сократились на 12,5 млн т по сравнению с 2019-м до 233,65 млн т, говорится в обзоре ценового агентства Argus, опубликованном 26 января.

Таким образом, годовой показатель упал до уровня 2011 г. (тогда он составлял 233,38 млн т). Аналитики агентства называют две основные причины, повлиявшие на загрузку заводов: налоговый маневр, продолжающийся с 2015 г., и пандемия коронавируса, резко сократившая спрос на топливо.

В Минэнерго «Ведомостям» сказали, что в начале 2021 г. НПЗ работают стабильно и по мере плавного роста спроса на моторные топлива ожидается увеличение их загрузки. «Это также будет способствовать повышению объема запасов автомобильного бензина до уровня 1,8 млн т к маю 2021 г. накануне плановых ремонтов оборудования на НПЗ», – подчеркнули в ведомстве.

В министерстве добавили, что поставки топлива на АЗС идут стабильно, полностью удовлетворяя спрос. При этом запасы компаний по товарному бензину, по данным Минэнерго, на 24 января составляли всего около 1,2 млн т (минимальный уровень за последние два года).

На пике в 2014 г. загрузка российских нефтеперерабатывающих заводов достигала 262,12 млн т. Но после проведения первого этапа налогового маневра (предусматривает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть при одновременном повышении НДПИ) в 2015 г. российские производители начали снижать объем загрузки на фоне падения рентабельности переработки нефти и роста привлекательности ее экспорта, отмечает Argus. В результате в 2015 г. поставки на НПЗ упали на 12,18 млн т, в 2016 г. – на 4,71 млн т, в 2017 г. – еще на 1,53 млн т. Падение сменялось ростом лишь однажды за этот период – в 2018-м (на 5,66 млн т до 249,34 млн т) из-за временного восстановления доходности НПЗ на фоне того, что весь год стоимость нефтепродуктов уверенно росла.

С мая по октябрь 2020-го, после резкого снижения нефтяных котировок, правительство РФ даже вводило временный запрет на импорт моторного топлива, чтобы поддержать загрузку на НПЗ внутри страны. Дело в том, что тогда за рубежом бензин подешевел вслед за обвалившейся нефтью, а в РФ из-за механизма сглаживания цен (демпфера) стоимость моторного топлива не снизилась. Временное эмбарго должно было предотвратить затоваривание российского рынка дешевым импортным бензином. Но вкупе с отставанием в наращивании объемов отгрузки НПЗ от резко выросшего спроса после снятия коронавирусных ограничений это привело к скачкам цен в оптовом звене (в конце июня цена марки Аи-95 превышала 62 000 руб./т против 40 000 руб./т на начало мая).

Аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк говорит, что Россия следует за глобальной тенденцией: «Снижение загрузки нефтеперерабатывающих заводов из-за коронавируса произошло во всем мире, многие зарубежные НПЗ полностью останавливались». Как отмечает аналитик, Россия перерабатывает примерно половину от добываемой в стране нефти. В текущем году спрос на нефть и нефтепродукты, по ее словам, будет плавно расти вслед за темпами вакцинации населения от COVID-19. Но вернуться на доковидный уровень не получится, поскольку массовая вакцинация займет какое-то время, добавляет она.

Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук также не ожидает, что по итогам текущего года объем переработки на НПЗ достигнет уровня 2019-го. «Международные авиаперевозки сильно ограничены, экономические показатели I квартала слабые. Полное восстановление объемов переработки – это скорее вопрос 2022 г.», – сказал он.

Руководитель ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов говорит, что скорость восстановления объемов выпуска на НПЗ в России будет зависеть от того, как быстро разница в ценах на нефтепродукты и нефть в Европе (основном направлении экспорта российских нефтепродуктов) вернется к допандемическому уровню. Маржа нефтеперерабатывающих заводов в текущем году будет расти благодаря возможности российских НПЗ с января 2021 г. претендовать на получение инвестиционной надбавки к возвратному акцизу на нефть (на поддержку могут претендовать предприятия, которые гарантируют инвестиции в модернизацию своих мощностей), считает Хомутов.

При этом он не исключил, что ограничения по добыче нефти ОПЕК+ могут также стать позитивным фактором для переработчиков. Ограничения поддерживают нефтяные котировки и, как следствие, увеличивают объемы субсидирования российских НПЗ через возвратный акциз на нефть или разницу в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты. А дополнительные объемы производства нефтепродуктов российские НПЗ смогут экспортировать, отметил Хомутов.