Что известно о будущем гендиректоре Amazon

Энди Джесси вывел облачный сервис компании в лидеры мирового рынка
Назначенный гендиректор Amazon Энди Джесси /Reuters

Билл Гейтс покинул кресло гендиректора Microsoft в 2008 г. Основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин оставили посты гендиректора и президента Alphabet два года назад. Теперь настала очередь Джеффа Безоса. В III квартале этого года он уволится с должности гендиректора Amazon, чтобы заняться другими своими проектами: газетой The Washington Post, космической программой, борьбой с изменением климата.

То, что на смену Безосу придет человек из самой компании, сомнений не вызывало. В 1999 г. в Amazon назначили вторым человеком в компании менеджера со стороны: на пост президента и исполнительного директора сманили Джо Галли из Black and Decker. Он продержался около года, после чего уволился с формулировкой «по личным обстоятельствам». При этом Галли продолжал во всеуслышание заявлять о своей приверженности компаниям из «новой экономики» и спустя некоторое время устроился гендиректором IT-компании VerticalNet.

Больше таких экспериментов не повторяли. Интрига вокруг преемника Безоса свелась к выбору из двух старожилов. Первый, Джефф Уилке, возглавлял потребительский бизнес Amazon. Но в конце прошлого лета он объявил, что собирается на пенсию. Остался только Энди Джесси, исполнительный директор подразделения облачных вычислений Amazon Web Services (AWS). В IV квартале прошлого года чистая выручка от продаж его подразделения составила $12,7 млрд, а операционная прибыль – $3,6 млрд, т. е. более половины от аналогичного показателя всей Amazon.

Безос предоставлял Джесси максимальную свободу, говорит источник Business Insider в компании: «AWS – на 100% шоу Джесси. Безос не говорит Энди, что делать». Правда, Безос следит за крупными сделками. В преддверии партнерского соглашения 2016 г. между AWS и Salesforce Безос участвовал во всех встречах с гендиректором Salesforce Марком Бениоффом, хотя сделку в итоге подписал Джесси. Вот и сейчас Безос обещает присматривать за Amazon как исполнительный председатель правления.

Как Джесси пришел в Amazon

Безос любит пошутить, что, когда он запускал Amazon, чаще всего приходилось отвечать на вопрос: «А что такое интернет?». Джесси пришел в команду Безоса в 1997 г., через три года после основания стартапа, когда Amazon был лишь книжным магазином. В отличие от большинства сотрудников он не был ни фанатом книг, ни увлеченным программистом. Он вообще мало понимал в IT. Что ж, тем усерднее пришлось учиться. В 2003 г. Энди возглавил бизнес, который сейчас лидирует в сфере предоставления облачных услуг. Надо сказать, что до сих пор он предпочитает распечатывать документы и просматривать их с карандашом в руке. И только если путешествует, работает с документами в цифровом виде.

Джесси родился в январе 1968 г. в семье старшего партнера юридической фирмы Dewey Ballantine в Нью-Йорке. В 1990 г. с отличием окончил Гарвард. Еще во время учебы он работал менеджером по рекламе студенческой газеты The Harvard Crimson. Получив диплом, устроился менеджером проектов в компанию по производству предметов коллекционирования MBI. По его словам, это был отличный бизнес-опыт, хотя фигурки, которые продавала компания, его не интересовали.

Домашний спорт-бар и тотализатор

Джесси женился в том же 1997 году, что и пришел на работу в Amazon. Элана его ровесница. Она получила диплом дизайнера одежды и после замужества работала в известном модном бренде Eddie Bauer Канье Уэста в Сиэтле. Когда на свет появился первый из двоих детей, Элана уволилась и открыла собственный бизнес Eclectic Nomad, специализирующийся на продаже текстильных изделий и посуды ручной работы, – многое из этого импортируется из Турции.
Газета The Sun пишет, что Энди и Элана живут в особняке 1906 г. с тремя спальнями, библиотекой, столовой, гардеробной, гаражом на две машины и небольшим бассейном. В доме Элана сделала ремонт по своему проекту. Энди большой фанат спорта. В прошлом году он стал миноритарием Seattle Kraken – находящейся в процессе создания хоккейной команды Сиэтла, пишет газета San Francisco Chronicle. А в подвале своего дома он оборудовал спорт-бар, куда приглашает бывших и действующих сотрудников Amazon посмотреть спортивные состязания. Заодно Энди организовал для себя с приятелями футбольный тотализатор.

Джесси вернулся в Гарвард за степенью магистра делового администрирования, получил ее в 1997 г. и сразу присоединился к Amazon как менеджер по маркетингу. В стартапе было несколько сотен сотрудников, а продажи в предыдущем году составили $15 млн. Джесси говорил Financial Times (FT), что его привлекли амбиции Безоса превратить свое детище во что-то рассчитанное на большее, чем торговать книгами.

В первые же годы работы Джесси успел создать и возглавить команду подразделения по работе с клиентами, потрудиться директором по маркетингу, написать бизнес-план для нового направления бизнеса, продаж музыки, и поруководить этим направлением. В конце концов он стал помощником основателя Amazon. В компании его называли «тенью Безоса». «Я участвовал во всех его встречах, включая личные, – рассказывал Джесси журналу CRN. – Для меня было бесценным опытом наблюдать за тем, как Джефф работает каждый день».

Так продолжалось 18 месяцев. Все изменилось в 2003 г., когда Amazon впервые отчиталась о прибыли. Компания стремительно расширяла бизнес, годовая выручка превысила $4 млрд и быстро росла. В доме Безоса на озере Вашингтон собралось руководство, чтобы обсудить слабые и сильные стороны бизнеса. Был там и Джесси. Разговор зашел о технологической инфраструктуре. Программисты Amazon тратили слишком много времени, чтобы создать ее для каждого проекта. Фактически в каждом проекте заново изобретают велосипед, негодовал Джесси и предлагал завести вычислительные мощности в облаке, которыми пользовались бы все подразделения Amazon. И не только они. «Любой человек в своем гараже или комнате в общежитии сможет иметь доступ к услугам с такой же структурой затрат, уровнем масштабируемости и инфраструктурой, что и крупнейшие компании в мире», – описывал он первоначальную идею на страницах WSJ.

В облаках

Облачное подразделение AWS было основано в 2003 г. командой из 57 человек. «Вряд ли люди догадывались, что AWS станет пионером и лидером в облачных технологиях», – сказал Джесси CRN. В те годы большинство компаний покупали и использовали собственные серверы. Крупные компании обсуждали идею сдавать вычислительные мощности в аренду, но дальше слов дело не шло. Так что когда в 2006 г. AWS предложило свою платформу для вычислений и хранения данных, которую можно было арендовать буквально по часам, она оказалась пионером. Любимая поговорка Джесси – «не придумано пока что алгоритма для сжатия опыта». Так он объясняет, почему AWS имеет такое преимущество перед мощными, но позже вышедшими на рынок конкурентами – теми же Microsoft и Google.

В первые годы работы в Amazon Джесси, выпускник Гарварда, часто вступал в ожесточенные дебаты с менеджерами по продажам по поводу стратегии и тактики. Позже выяснялось, что они были правы, а он – нет, пишет Business Insider. Возможно, поэтому, когда Джесси стал руководителем, он стал поощрять подчиненных дискутировать и высказывать собственное мнение. Сам он берет слово последним, чтобы остальные не ориентировались на его слова.

«Вы не можете на совещании просто сидеть и наблюдать», – рассказывал FT бывший сотрудник Джесси. «Люди, которые не сделают все возможное на рабочих совещаниях, не получат второго шанса проявить себя, по крайней мере еще долгое время», – говорил Business Insider другой сотрудник Amazon. Джесси не терпит, если кто-то не подготовился к встрече по темам, которые были заранее известны. Но совершенно нормально переносит, когда подчиненные не находят ответа на его вопросы, если возникает новая идея. «За всю свою карьеру я не говорил «я не знаю» так часто, чем когда работал с Джесси, – признавался еще один бывший его сотрудник журналу CRN. – И просто удивительно, как часто мы обнаруживали, что на самом деле можем воплотить в жизнь [новую идею], и причем быстро».

Самая уродливая рубашка

Джесси способен с ходу вспомнить детали давних встреч. Это очень полезное качество, учитывая, что у него, как и у Безоса, склонность к микроменеджменту. Как рассказывали источники Business Insider, Джесси не позволяет даже выпускать пресс-релизы без того, чтобы лично их просмотреть. Обратная сторона такого подхода – у Джесси по семь-восемь встреч каждый день, его расписание плотно забито на две недели вперед минимум. В компании возник псевдорынок, на котором сотрудники обмениваются своим правом встретиться с Джесси пораньше.

Но один из сотрудников защищал Джесси на страницах CRN: «Энди не микроменеджер. Но он участвует в процессе проверки продукта <...> Причем он не говорит: это должно работать так-то. Вместо этого он может сказать: не понимаю, что делает эта штука, – можете мне объяснить?

Манерой общения Джесси сильно отличается от Безоса, пишет Business Insider. Джесси гораздо мягче, Безос известен своими имейлами с одним знаком: он до сих пор читает претензии пользователей и пересылает их ответственным сотрудникам, добавив от себя в начале вопросительный знак. Эти письма вызывают у людей дрожь. А вот письма Джесси – наоборот. Он ставит в начале пересылаемого письма не один знак, а целое слово с различным количество восклицательных знаков.

Amazon.com, Inc.

Онлайн-ритейлер

Акционеры (данные Refinitiv): у Джеффа Безоса – 14,49%, в свободном обращении – 85,83%; крупнейшие институциональные инвесторы – Vanguard Group (6,53%), BlackRock Institutional Trust Company (3,61%).
Капитализация – $1,67 трлн.
Финансовые показатели (2020 г.):
выручка – $386,1 млрд,
чистая прибыль – $21,3 млрд.

Компания основана в 1994 г. американским предпринимателем Джеффом Безосом. Cайт был запущен в июле 1995 г., изначально на нем продавались только книги. Сейчас Amazon продает через интернет различные товары и услуги.

И слово это – «Славно!» Он пишет это, пересылая письма об успехах компании (например, закрытии важной сделки) и просто чтобы дать понять, что прочитал письмо. В компании ходит шутка, что на самом деле Джесси давным-давно написал бота, который вместо него автоматически подставляет слово «славно».

Разница в подходе двух лидеров ярко проявилась в 2015 г. после разгромной публикации The New York Times о том, как трудно приходится работникам Amazon. Безос разослал сотрудникам письмо, что ни одна газетная статья не в состоянии понять и верно отразить корпоративную культуру Amazon. А Джесси своим подчиненным из AWS – воодушевляющее эссе со словами: «Мы изобретаем новую норму».

Но Джесси вполне может накричать на сотрудников. Особенно на еженедельных совещаниях с руководителями проектов. Чтобы разрядить обстановку, на этих совещаниях проводится шуточный конкурс на самую уродливую рубашку. Победитель получает какой-нибудь трофей в память о том, как сурово он обошелся с чувством прекрасного.

Сколько стоит Джесси

В 2015 г. Amazon впервые раскрыла финансовые результаты AWS. Оказалось, что это крупнейший поставщик облачных решений в мире и самое быстро растущее и прибыльное подразделение Amazon с годовыми продажами $8 млрд, т. е. около десятой части выручки всей компании в то время, пишет FT.

Сейчас на мощностях AWS работает множество компаний и организаций, от Airbnb до ЦРУ, от Netflix до Zoom. Так что Джесси считался и до назначения на высший пост в Amazon одним из самых влиятельных лидеров не только в облачном и технологическом секторе, но и в мире бизнеса, пишет Business Insider. AWS называют основной магистралью и фундаментом интернета. По слухам, гендиректор Microsoft Стив Балмер предлагал Джесси перейти к нему и стать его преемником, а затем Джесси выдвигали на пост гендиректора Uber после ухода Тревиса Каланика.

Forbes оценивает состояние Джесси почти в $440 млн, из которых около $275 млн стоят акции Amazon, которыми он владеет, и еще $162 млн он заработал в виде зарплаты, бонусов и на продаже полученных от компании акций. Большую часть жизни он провел в Сиэтле (Вашингтон), где находится штаб-квартира Amazon. И только недавно, по данным газеты Variety, они с женой приобрели дом за $6,7 млн в Санта-Монике (Калифорния).

Конкуренты наступают

«Мы в Amazon строим бизнес, который переживет всех нас», – цитирует Джесси FT. Его слова – отсылка к письму Безоса, написанному еще в 1997 г. Безос ставил Уолл-стрит в известность, что его компания не намерена угождать финансовым аналитикам. Вместо этого она сосредоточится на долгосрочном росте. «Вы не можете почувствовать себя на 30% умнее, когда акции выросли на 30%, потому что тогда это означает, что вы должны чувствовать себя на 30% тупее, как только акции упадут на 30%, – а обычно это не так», – добавил Джесси.

Для Amazon прошедший год выдался весьма успешным. Выручка по сравнению с 2019 г. выросла на 38% до $386,1 млрд, а чистая прибыль почти удвоилась, достигнув $21,3 млрд. AWS также отлично окончило 2020 г. – хотя на это подразделение пришлось всего 13% от общей суммы продаж (а именно $45 млрд, что на 30% больше, чем в предыдущем году), его вклад в операционную прибыль компании – 60%. Но Джесси нелегко будет удержать планку.

По данным исследовательской компании Synergy Research Group, доля AWS среди облачных сервисов на мировом рынке в IV квартале прошлого года составила 34%, на 2-м месте с 20% – Microsoft. Но облачный бизнес Microsoft последние четыре года бурно растет, отмечает WSJ. В 2017 г. он занимал вдвое меньше – 10% рынка. Между тем доля Amazon последние четыре года колеблется в диапазоне от 32 до 34%.

При Джесси AWS скептически относилась к крупным поглощениям, рассказывали источники Forbes в компании. Он выступает за то, чтобы не покупать, а создавать самому. Но с учетом масштабов бизнеса ему придется прибегать к поглощениям, чтобы обеспечить рост, отмечает Business Insider. Тем более что конкуренты давят по всем фронтам, а не только в облачном бизнесе. Сеть магазинов Walmart активно развивает проект Walmart+, конкурента сервиса доставки Amazon Prime. Чтобы идти в ногу с Amazon, Walmart инвестирует существенные средства в приобретение технологий и талантов. Например, в 2016 г. она выложила $3,3 млрд за маркетплейс Jet.com.

Как Джесси поссорился с Трампом

Конкуренты не единственная проблема, которую придется решать Джесси. Власти ставят Amazon в упрек ее гигантские размеры, и идут разговоры о том, чтобы раздробить компанию. Например, выделив AWS в отдельный бизнес. Когда в 2020 г. началась пандемия, регуляторы тщательно проверяли ценообразование облачного сервиса из-за мнения, что лидер рынка пользуется своим положением и ценовая политика у него менее гибкая, чем у Google, Microsoft и прочих конкурентов. В итоге Amazon стала сговорчивее. Например, Airbnb смогла, заплатив за услуги предусмотренные контрактом минимальные $1,2 млрд, продлить пользование облачным сервисом дольше, чем было обговорено первоначально, утверждают источники Business Insider.

Есть у регуляторов претензии и к бизнесу Amazon по продаже товаров. В ноябре антимонопольные органы ЕС обвинили компанию, что во Франции и Германии она продвигает собственные предложения в ущерб товарам мелких независимых торговцев. В этом месяце Amazon согласилась выплатить $61,7 млн – как посчитала Федеральная торговая комиссия США (FTC), компания с 2016 по 2019 г. утаивала от развозящих ее товары водителей чаевые. На Amazon работает около 1,3 млн человек и все чаще они обвиняют компанию в тяжелых условиях работы, обращает внимание The New York Times. Недавно работники логистического центра в Бессемере (Алабама) пытались организовать профсоюз, чтобы бороться за повышение оплаты труда и улучшение условий.

Представляет опасность для компании и свойственная Джесси невоздержанность на язык. В прошлом году AWS поссорилось с Трампом, напоминает Business Insider. AWS проиграло конкурс минобороны: чиновники выбрали услуги Microsoft. AWS пыталось оспорить это решение, и Джесси открыто заявлял, что все дело не в коммерческих условиях, а во вражде Дональда Трампа и Джеффа Безоса. Ведь принадлежащая главе Amazon газета The Washington Post посмела критиковать власти Саудовской Аравии и настояла на расследовании пропажи Джамаля Хашкоджи, во время которого всплыло имя принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана.

Джесси не хочет держаться подальше от политики. Он много раз делал резкие заявления в соцсетях: осуждал убийства чернокожих американцев полицией, хвалил суды за поддержку нелегальных иммигрантов, возмущался дискриминацией представителей ЛГБТ. Все это не помогло ему избежать нападок со стороны правозащитников. Их возмущает, что Джесси отстаивает право AWS торговать разработанным им программным обеспечением для распознавания лиц – и с иностранцами, и с властями США. ПО может использоваться для выявления и преследования неугодных власти, опасаются защитники гражданских прав. В июне 2020 г. под их давлением Amazon согласилась на год ввести мораторий на поставку этого ПО полиции США.