Маркетплейс «Яндекс.Маркет» запустил экспресс-доставку продуктов

Такие проекты уже есть и у других крупных маркетплейсов
Андрей Гордеев / Ведомости

Маркетплейс «Яндекс.Маркет» начал тестировать продажу продуктов с экспресс-доставкой за 1–2 часа, рассказал представитель компании. Пока это касается только так называемой категории fresh (фруктов, хлеба, кефира и т. д.). Тестирование проводится в Казани, доставка продуктов будет осуществляться из сети центров мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry.

«Яндекс.Маркет» работает по двум моделям: как рекламная площадка для размещения информации о товарах магазинов-партнеров и как маркетплейс. Но пока такой быстрой доставки товаров у сервиса не было. К примеру, непродовольственные товары и продукты с долгими сроками хранения (консервы, макароны, крупы, напитки и т. д.) доставляются в течение суток. Но овощи, фрукты и молочная продукция имеют короткие сроки хранения и требуют большей оперативности, объясняет представитель «Яндекс.Маркета». Несколько сервисов по доставке продуктов есть у «Яндекcа».

Это, к примеру, приложения «Яндекс.Еда» (сервис по доставке блюд из ресторанов и продуктов из магазинов) и «Яндекс.Лавка» (продает товары из собственных «дарксторов» – небольших магазинов без покупателей с удобной для сборки заказов выкладкой товара на полках).

Но для использования «Яндекс.Маркета» не нужно скачивать приложение и у него самая большая аудитория, говорит его представитель. Обрабатывать и доставлять экспресс-заказы «Яндекс.Маркета» будут как раз курьеры и сборщики сервиса «Яндекс.Еда».

Представитель «Яндекс.Маркета» считает, что возможность оперативно купить там продукты из категории fresh позволит площадке привлечь еще больше клиентов. Для Metro это возможность выхода на новую многомиллионную аудиторию, объясняет его представитель. Посетители «Яндекс.Маркета» привыкли сравнивать цены, поэтому оптовые цены Metro могут их заинтересовать, рассчитывает он.

Экспресс-доставка может увеличить частоту покупок на «Яндекс.Маркете», рассуждает основатель школы электронной коммерции iWENGO Юлиана Гордон. Еда у клиентов интернет-магазинов самая популярная категория товаров, поэтому появление свежих продуктов с быстрой доставкой увеличит частоту заказов на «Яндекс.Маркете», соглашается партнер Data Insight Федор Вирин. То есть, по его словам, клиент вместо пяти раз в год будет пользоваться сервисом не менее чем раз в неделю, а это увеличит лояльность аудитории и выручку на одного клиента «Яндекс.Маркета».

Кроме того, это хорошая возможность загрузить курьеров «Яндекс.Еды», в результате с большим числом заказов они смогут обслужить в день больше клиентов, считает он. В дальнейшем если тестирование окажется удачным, то компания предложит подключиться к быстрой доставке и другим ритейлерам, а также рассмотрит возможность распространить ее и на товары с более длительными сроками хранения. Маркетплейс рассчитывает, что по такой модели будет сотрудничать и с другими ритейлерами, которые подключены к «Яндекс.Еде». Кроме Metro это еще и «Азбука вкуса», «Вкусвилл», «Мираторг», «Дикси», «Верный» и др. Подобное сотрудничество по экспресс-доставке интересно, в частности, «Вкусвиллу», говорит его представитель.

В период пандемии доставка продуктов росла опережающими темпами. В итоге, по данным Infoline, годовой оборот всего российского рынка онлайн-торговли продуктами питания в 2020 г. составил 155 млрд руб., увеличившись в 3,6 раза. Стала популярна именно экспресс-доставка еды, говорит Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. При этом все магазины конкурируют сроком доставки и постоянно работают над его снижением: например, у Х5 среднее время доставки составляет в некоторых городах 40 минут, столько же потребуется и для доставки «Яндекс.Еды», «Яндекс.Лавка» может доставить за 15 минут. Из крупных маркетплейсов экспресс-доставка есть также у Ozon: его сервис Ozon Express с середины 2019 г. доставляет продукты и другие товары в течение часа. О планах запустить экспресс-доставку свежих продуктов сообщал и Wildberries.