Аэропорт Южно-Сахалинска регион поделит со структурой Олега Дерипаски

Нового инвестора пассажирского терминала выбрали через конкурс
«Новапорт инвест», «Аэропорты регионов» и «Базэл аэро» заинтересованы в консолидации отрасли аэропортов в регионах/ Максим Федоров / ТАСС

Компания «Красинвест» выиграла конкурс на строительство пассажирского терминала в аэропорту Южно-Сахалинска, следует из протокола результатов конкурса, с которым ознакомились «Ведомости». С этой компанией власти региона теперь создадут совместное предприятие (СП), которое достроит пассажирский терминал и в дальнейшем будет управлять авиаузлом. В СП у компании-инвестора будет 51%, у правительства региона – 49%, уточнил представитель «Красинвеста».

Строящийся терминал площадью 40 000 кв. м должен обслуживать 550 пассажиров внутренних авиалиний в час и 250 пассажиров международных линий. Действующий терминал аэропорта в 7400 кв. м не справляется с трафиком – он будет закрыт после достройки нового. В 2019 г. аэропорт принял 1,3 млн пассажиров, в 2020 г. – 743 700. Согласно конкурсной документации, завершиться строительство должно в 2022 г.

«Красинвест», как следует из данных «СПАРК-Интерфакса», на 100% принадлежит московскому «Базовому аэропортовому оператору», совладельцами которого являются Алексей Коновалов и Андрей Панов. Три источника «Ведомостей» в авиационной отрасли при этом утверждают, что компанию контролирует бизнесмен Олег Дерипаска, которому принадлежит аэропортовый холдинг «Базэл аэро». Представители «Базэл аэро» и бизнесмена связь с «Красинвестом» отрицают. В «Базэл аэро» входят аэропорты Краснодара, Сочи и Анапы. Кроме того, структуры Дерипаски владеют международным аэропортом Владивостока «Кневичи». А «Красинвесту» принадлежит также 51% аэропорта Красноярска «Емельяново».

«Победителем конкурса признается участник, предложивший наибольший размер уставного капитала СП», – говорится в конкурсной документации на достройку терминала Южно-Сахалинского аэропорта. «Красинвест» заявил об инвестициях в проект 12,5 млрд руб. Его конкуренты на конкурсе – компания «ДВ-инвест», аффилированная с «Аэропортами регионов» Виктора Вексельберга, и компания «Новапорт инвест», принадлежащая Роману Троценко, – 10,5 млрд и 10 млрд руб. соответственно. «Объем предложенных инвестиций говорит о серьезности [наших] намерений по развитию сахалинского хаба», – отметил представитель «Красинвеста». «Рыночная оценка строительства близка к 10 млрд руб., что видно по заявкам двух ведущих игроков. Но один участник конкурса решил переплатить», – комментирует итоги конкурса собеседник «Ведомостей» в одном из аэропортовых холдингов страны. «Ведомости» направили запрос представителям «Аэропортов регионов» и «Новапорт инвеста».

Все три участника прошедшего конкурса давно проявляют интерес к этому проекту. Кроме них, на достройку терминала в прошлом году претендовал также АО «Хабаровский аэропорт». Однако летом 2020 г. губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко распорядился без конкурса отдать аэропорт Южно-Сахалинска в совместное предприятие с «Аэропортами регионов» (АР), писали «Ведомости». Предполагалось внести акции компании «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (строитель терминала) в план приватизации, а затем передать эти акции в уставный капитал «ДВ-инвеста», структуры АР.

В результате холдинг Вексельберга получил бы 51% в аэропорту, инвестировав в актив 4,8 млрд руб. Однако вмешалась ФАС – служба организовала проверку соблюдения законодательства о защите конкуренции при выборе оператора аэропорта. В итоге решение Лимаренко было отменено, и проект выставили на конкурс, на котором и столкнулись все три ключевых игрока. «Хабаровский аэропорт» принять в нем участие не смог по формальным критериям – по словам собеседника «Ведомостей» в отрасли, организатор конкурса предъявил слишком высокие требования к потенциальным участникам по уровню осуществленных инвестиций в другие проекты. Представитель компании отказался от комментариев.

«Новапорт инвест», «Аэропорты регионов» и «Базэл аэро» заинтересованы в консолидации отрасли аэропортов в регионах. Это очень перспективный бизнес, что обусловлено стабильным трафиком и монопольным положением аэропортов [в регионах], – считает аналитик «Атона» Михаил Ганелин. – Кроме того, потенциально это маржинальный бизнес. На сегодня неприватизированными остались не так много аэропортов, тем более таких, которые обслуживают стабильный поток более 1 млн человек и способны принимать все типы самолетов». Ганелин при этом уточняет, что Южно-Сахалинск не является крупнейшим авиаузлом в регионе: для сравнения, пассажиропоток аэропорта Хабаровска составил в 2019 г. более 2 млн человек, Владивостока – более 3 млн.