Сервис экспресс-доставки «Самокат» будет работать в городах-миллионниках

Компания начинает региональную экспансию
Евгений Разумный / Ведомости

О том, что сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома «Самокат» принял решение о региональной экспансии, сообщил «Ведомостям» его сооснователь Вячеслав Бочаров. Сейчас компания работает только в четырех городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде.

С 16 марта сервис начнет осуществлять доставку товаров в Краснодаре, с 18 марта – в Самаре, а в ближайшие три месяца «Самокат» намерен выйти во все российские города-миллионники, утверждает Бочаров. По данным Росстата на 1 января 2020 г. (более свежих данных нет), в стране насчитывалось 15 таких городов. Интерес к ним сооснователь «Самоката» объясняет уже имеющимся у сервиса опытом в регионах. Количество клиентов в первые дни работы в Казани и Нижнем Новгороде было выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому компания приняла решение активнее заходить в новые города, объясняет Бочаров.

«Самокат» был создан Бочаровым и Родионом Шишковым в 2018 г. В мае прошлого года 75,6% долей компании приобрело совместное предприятие Mail.ru Group и «Сбера» – «О2О холдинг». Доставкой товаров в 2020 г. занималось 8000 человек, у сервиса на тот момент было 400 дарксторов. Выручка компании за прошлый год составила 9,7 млрд руб. «Самокат» обещает доставлять продукты от производителей и собственные торговые марки за 15 минут, если заказ сделан в пределах 1,5 км от ближайшего даркстора, и за 30–60 минут, если дальше.

Компания при этом нацелена на развитие именно 15-минутной доставки за счет увеличения количества дарксторов, говорит представитель «Самоката». По его словам, на первом этапе во всех миллионниках сервис планирует открывать по 1–2 распределительных центра и в среднем по 30 дарксторов. Какие инвестиции на это потребуются, он не сообщает. Запуск одного даркстора в среднем обходится в 2 млн руб., распределительного центра – примерно 200 млн руб., подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Соответственно, общие затраты «Самоката» в каждом из миллионников могут на первом этапе составить 260–460 млн руб.

18 млн

заказов доставил «Самокат» в 2020 г., согласно собственным данным компании. Это в 18 раз больше, чем годом ранее

Бурмистров считает, что 20–30 дарксторов вполне достаточно, для того чтобы обеспечить быструю доставку в таких городах. Решение «Самоката» продолжить региональную экспансию он называет логичным, потому что во многих миллионниках сформирован высокий спрос на экспресс-доставку.

Это позволит компании быстро развиваться на местных рынках, добавляет эксперт. Бурмистров напоминает, что «Самокат» при этом еще и доставляет бесплатно, а это является дополнительным конкурентным преимуществом сервиса. С ним согласен и партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин, который отмечает, что «Самокат» выходит в города, где уже работают различные компании, оказывающие услуги по доставке товаров первой необходимости. Появление экспресс-сервиса может привлечь внимание потребителей, которые привыкли заказывать такие товары домой, считает он.

Услугу экспресс-доставки помимо «Самоката» предоставляют также «Яндекс.Лавка» и Delivery Сlub. Первая присутствует в пяти регионах (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, а также Нижнем Новгороде), в которых у «Яндекс.Лавки» 270 дарксторов. Delivery Сlub представлена в 299 городах, однако экспресс-доставку сервис осуществляет только там, где есть дарксторы партнеров – «Самоката» и «Быстронома» (доставляет только по Москве).

Представитель Delivery Сlub сообщил «Ведомостям», что компания намерена продолжить сотрудничество с «Самокатом» в новых городах. Он отмечает, что регионы для сервиса являются одним из драйверов роста продаж товаров повседневного спроса, а скорость доставки из дарксторов выше, чем из обычных магазинов или больших распределительных центров. Представитель «Яндекс.Лавки» сообщил лишь, что компании интересно развиваться в регионах и за пределами России.