В Москве появятся трамваи нового типа

Их сделают «Синара» и Усть-Катавский вагоностроительный завод
Последние старые трамваи должны покинуть улицы Москвы в 2024 году/ Wikimedia

Конкурс на поставку для Москвы и обслуживание 90 односекционных низкопольных трамваев Торговый дом СТМ («дочка» группы «Синара» бизнесмена Дмитрия Пумпянского) выиграл еще в октябре 2020 г. Стоимость контракта составляет 11 млрд руб. Но сама «Синара» пока не производит трамваи (СП с чешской Skoda Transportation по выпуску разных видов городского транспорта создано в декабре 2019 г., но еще не поставляет продукцию).

Первоначально для московского проекта «Синара» выбрала в качестве индустриального партнера «Уралтрансмаш» (входит в «Уралвагонзавод» (УВЗ) корпорации «Ростех»). Источник «Ведомостей, близкий к одному из участников переговоров, утверждает, что «Синара» и УВЗ не смогли согласовать приемлемые параметры сделки. «В результате многочисленных переговоров с несколькими предприятиями нами был выбран Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ)», – сообщил «Ведомостям» представитель «Синары». УКВЗ входит в периметр активов «Роскосмоса».

Как пояснили в «Мосгортрансе», поставщик имеет право сменить партнера по контракту, но итоговая сумма договора не должна меняться. Принципиально, чтобы в итоге поставляемая техника соответствовала всем характеристикам техзадания городских властей. В «Ростехе» не стали комментировать срыв переговоров, сообщив лишь, что в столице уже курсируют трамваи производства «Уралтрансмаша». Представитель УКВЗ не ответил на запрос «Ведомостей».

В «Синаре» говорят, что изначально вели переговоры о кооперации с несколькими машиностроителями. «УКВЗ выразил готовность наиболее гибко подойти к задаче внедрения надлежащих технических решений и работать над усилением комплектации трамвая необходимыми дополнительными системами и различными инженерными новшествами», – добавляет собеседник «Ведомостей». Сборка трамваев будет осуществляться на мощностях УКВЗ.

Сегодня этот завод серийно не производит 100%-но низкопольные односекционные трамваи. Первый такой вагон вышел на обкатку в Усть-Катаве в январе 2021 г., согласно данным портала о городском электрическом транспорте Transphoto.org. По словам представителя «Синары», партнеры для московского контракта создадут абсолютно новый трамвай на базовой платформе УКВЗ. Под платформой понимается не конкретная модель, а все технологические наработки завода, уточняют в «Синаре».

450 новых трамваев

курсируют сегодня по Москве. 390 из них – составы «Витязь-Москва» (производства «ПК Транспортные системы»), остальные – польские Pesa. Также в эксплуатации осталось немного чешских трамваев «Татра» (производились с 1960-х по 1990-е гг.). В 2021–2022 гг. на городские маршруты выйдет 204 состава нового поколения: 74 «Витязь-Москва», 90 вагонов от «Синары» и еще 40 односекционных трамваев «Львенок» – укороченный «Витязь» («ПК Транспортные системы»). К 2024 г. из эксплуатации в Москве планируется вывести все советские трамваи.

В спецификации к заключенному с «Мосгортрансом» контракту указано, что трамвай (110 пассажиров, 40 посадочных мест) должен быть с низким уровнем пола по всей площади салона – вход в такой вагон комфортен для всех групп пассажиров. Трамвай должен быть 15–16,8 м в длину, 2,5 м в ширину и не более 3,7 м в высоту. Установившаяся скорость движения (при максимальной загрузке и обычных условиях эксплуатации, сухих и чистых рельсах) должна составлять 62 км/ч.

«В новом трамвае будет предусмотрена возможность движения автономным ходом на протяжении 1 км, система суперконденсаторов, которая будет компенсировать проблемы с просадкой напряжения сети, новая компоновка салона для размещения маломобильных пассажиров и индивидуальных средств транспорта. Также новые вагоны будут оснащены системами климат-контроля, телематики и видеофиксации», – рассказал представитель «Синары». Первые 50 трамваев будут поставлены в 2021 г. Все 90 вагонов должны быть в парке до конца апреля 2022 г. Стоимость контракта в результате смены партнера не поменялась.

Параллельно СП «Синары» и Skoda планирует организовать в России производство новых трамваев. «Сейчас мы ведем работу по созданию односекционного и трехсекционного трамвайных вагонов со 100%-но низким полом», – рассказывает представитель «Синары». Уже ведется поиск поставщиков комплектующих, в списке потенциальных партнеров – «Урал-Полимер», производитель электрооборудования НПО «Электромашина», производитель путевого оборудования АТК, создатели тягового оборудования для электротранспорта «Чергос».

Выход в сегмент производства и сервиса трамваев – это новый стратегический фокус для группы «Синара», говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Летом 2020 г. группа выкупила долю в 49% в предприятии «Вагонмаш», которое строило вагоны для петербургского метро (вторым акционером в нем является Skoda).

В августе «Синара» также подписала контракт на поставку трамваев для концессионного проекта трамвайной линии Купчино – Шушары – Славянка в Санкт-Петербурге. «Группа планирует развивать производственные и сервисные компетенции в сотрудничестве с различными партнерами. В сложно структурированных тендерах, которые включают поставку, обслуживание и рассрочку платежа, могут участвовать только крупные игроки, как «Синара» и «Трансмашхолдинг», но не отдельный завод», – сказал Бурмистров.

Вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Александр Морозов оценил объемы производства трамваев в России «в сотни штук в год». Бурмистров говорит, что в 2020 г. все предприятия России поставили на рынок 230 трамваев. Крупнейшие производители – «ПК Транспортные системы», «Уралтрансмаш» и УКВЗ.

«Рынок трамваев очень перспективен для РФ. Именно этот вид городского транспорта наиболее эффективен с точки зрения достижения национальных целей РФ – повышение безопасности транспорта и снижение количества ДТП, уровня загрязненности воздуха. По сравнению с автобусом ДТП на одного перевезенного в трамвае пассажира будет в 4 раза меньше, загрязнение воздуха – в 30 раз меньше, себестоимость перевозки – на 40% ниже при условии нормативной наполненности транспортного средства», – говорит Морозов. Но сегодня в большинстве городов России пассажиропоток на трамваях упал в 2–3 раза по сравнению с 1990-ми и 2000-ми гг., добавляет Морозов.

Ключевой проблемой является запущенное состояние трамвайной сети в большинстве городов. Но при условии инвестиций в этот сегмент парк трамваев в России может вырасти с текущих 6000 вагонов по всей стране до 12 000–15 000, подсчитал эксперт. Осуществить это можно было бы через концессионные соглашения между муниципалитетом и частным инвестором, но пока единственной такой концессией стал проект трамвайного движения в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга под названием «Чижик», рассказывает Морозов. Концессионером в 2016 г. выступила Транспортная концессионная компания, которая инвестировала 13 млрд руб. в развитие сети и теперь в течение 30 лет будет эксплуатировать эти маршруты.

Сегодня в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» государство субсидирует контракты на поставки техники в лизинг для регионов. Но по этой программе закупают пока только автобусы и троллейбусы – они дешевле трамваев. Производители трамваев рассчитывают, что госполитика в отношении их продукции будет сформулирована в дорожной карте по развитию электротранспорта в городах, которую Минэкономразвития планировало представить в этом году.