«Магнит», второй крупнейший по выручке ритейлер, покупает сеть «Дикси»
Эта сделка позволит компании укрепить свои позиции в Москве и Санкт-Петербурге«Магнит» договорился с Mercury Retail Group о приобретении розничной сети «Дикси». Как следует из сообщения ритейлера, он планирует выкупить компанию Dixy Holding Limited, под управлением которой находится 2651 торговая точка (2612 магазинов у дома под брендом «Дикси» в основном в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге и 39 суперсторов «Мегамарт») общей площадью 854 000 кв. м. В сделку также войдет пять распределительных центров на 189 000 кв. м в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области. В сообщении «Магнита» говорится, что стороны ожидают одобрения сделки Федеральной антимонопольной службой; она может быть закрыта 31 августа этого года (с возможным продлением до 30 сентября).
«Магнит» основал бизнесмен Сергей Галицкий. Какое-то время компания была крупнейшим по выручке ритейлером в России, но в 2017 г. она уступила лидерство X5 Group (ранее X5 Retail Group). Спустя год Галицкий продал практически всю свою долю (29,1%) банку ВТБ, сохранив лишь 3% акций. Сейчас кроме ВТБ крупнейшим акционером сети является Marathon Group Александра Винокурова и Сергея Захарова. В портфеле ритейлера, по данным на 31 марта 2021 г., находилось 21 900 торговых точек (15 098 магазинов у дома, 471 супермаркет и 6331 магазин дрогери). Выручка «Магнита» по итогам прошлого года составила 1,51 трлн руб. По этому показателю компания уступает лишь X5 Group (1,73 трлн руб.).
Предварительная сумма сделки по покупке «Магнитом» сети «Дикси» составит 92,4 млрд руб., но она может быть скорректирована в том числе в зависимости от изменений чистого долга и чистого оборотного капитала компании на момент закрытия сделки. Получается, что ритейлер заплатит примерно 40 млн руб. за магазин, подсчитал начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс» Георгий Ващенко. «Может показаться, что это очень дорого – открытие одной точки стоит в 3 раза дешевле. Но в сделку входят еще и дистрибуция, логистика, а также товарные запасы», – отмечает он. Таким образом, по его словам, «Магнит» хоть и переплачивает, но покупает готовую рабочую сеть, аналогичных предложений, готовых к продаже, сейчас на рынке нет.
8,6 трлн руб.
составил оборот розничной торговли по итогам I квартала 2021 г., по данным «Infoline-аналитики». Это на 5% больше, чем годом ранее. При этом по продовольственным товарам рост составил 3,9% (4,1 трлн руб.)
Из сообщения ритейлера следует, что на покупку «Магнит» потратит как собственные денежные средства, как и неиспользованные кредитные линии. Из отчетности «Магнита» за 2020 г. следует, что на конец года на счетах компании находилось 44,6 млрд руб. (для сравнения: годом ранее у нее было всего 8,9 млрд руб.). Учитывая то, что ритейлеру все равно нужны деньги для финансирования своей текущей деятельности, он может занять порядка 60–80 млрд руб., подсчитал Ващенко. «Магнит» значительно улучшил свое финансовое состояние в последний год (выручка за 2020 г. увеличилась на 19%. – «Ведомости») и снизил долговую нагрузку, что и дало ему возможность рассмотреть подобную крупную сделку, соглашается с ним аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин.
Покупка «Магнитом» «Дикси» пока не позволит ритейлеру стать лидером рынка, но значительно укрепит его позиции в Москве и Санкт-Петербурге, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. По данным «Infoline-аналитики», выручка Mercury Retail Group по итогам прошлого года составила 949,6 млрд руб., однако она включала в себя и показатели сетей «Красное & белое» и «Бристоль». Выручка же магазинов «Дикси» и суперсторов «Мегамарт» – чуть менее 300 млрд руб., следует из сообщения «Магнита». В итоге разница по этому показателю между X5 Group и «Магнитом» после закрытия сделки составит около 100 млрд руб., подсчитал Ващенко. Кроме того, он не исключает, что X5 Group тоже может объявить о приобретении какой-либо сети – возможно, даже за рубежом. Представитель ритейлера это не комментирует.
По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, «Магнит» покупает «Дикси», чтобы расширить географию своего портфеля. Он напоминает, что у ритейлера исторически сложно шло развитие в Москве и Санкт-Петербурге. В этих регионах присутствие «Магнита» традиционно было небольшим, тогда как порядка 67% приобретаемых магазинов «Дикси» находится как раз тут, соглашается с ним Михайлин. Об этом же говорит и директор направления стрит-ритейла компании Knight Frank Ирина Козина. Она напоминает, что планы по экспансии на московский рынок у «Магнита» были давно, но практически все качественные площадки были заняты магазинами «Пятерочка» и «Дикси». Москва и Санкт-Петербург – ключевые регионы и для X5, напоминает Бурмистров. Поэтому, по его мнению, тут конкуренция между ритейлерами усилится, она может происходить как в сегменте онлайн-продаж, так и в экспресс-доставке.
Источник, знакомый с ходом сделки, сообщил, что причиной продажи «Дикси» стало желание акционеров Mercury Retail Group (среди них Игорь Кесаев, Сергей Кациев и Сергей Студенников. – «Ведомости») сосредоточиться на развитии сетей «Красное & белое» и «Бристоль». Кроме того, по словам Бурмистрова, сейчас самое удачное время для продажи компании: бизнес «Дикси» находится на пике – в прошлом году ритейлер активно работал над своей эффективностью, что привело к повышению финансовых показателей. Выручка его магазинов за последний год выросла на 8,7%, а чистая прибыль увеличилась в 30 раз до 7,1 млрд руб.