«Газпром нефть» инвестирует 500 млрд рублей в разработку Бованенково и Харасавэя

Проект существенно увеличит долю добычи газа в портфеле компании
Газовый промысел № 1 Бованенковского месторождения/ «Газпром нефть»

На развитие Бованенковского и Харасавэйского месторождений, которые разрабатывает «Газпром нефть» по долгосрочным рисковым операторским договорам с «Газпромом» (держатель лицензии), потребуется около полутриллиона рублей, заявил генеральный директор нефтяной компании Александр Дюков в ходе пресс-конференции 15 июня 2021 г. по итогам годового общего собрания акционеров. Источники финансирования проекта Дюков не уточнил. Ввод проекта в Ямало-Ненецком АО в промышленную эксплуатацию ожидается в 2024–2026 гг. 

Финальное инвестиционное решение по проекту компания примет в середине 2022 г., добавил заместитель генерального директора «Газпром нефти» по разведке и добыче Вадим Яковлев. В июле 2020 г. в интервью «Интерфаксу» Яковлев говорил, что долгосрочные рисковые операторские договоры – это универсальный механизм структурирования взаимоотношений между «Газпромом» и «Газпром нефтью», в рамках которого нефтяная компания получает значительную дополнительную инвестиционную нагрузку и несет ответственность перед материнской компанией.

Решение по транспортной схеме будет принято в ближайшие два-три месяца, уточнил Яковлев, добавив, что сейчас на проекте идет бурение. Ранее в «Газпром нефти» рассматривали несколько возможных путей транспортировки газового конденсата от проекта к рынкам сбыта: либо по железной дороге, либо за счет строительства нефтеналивного терминала в районе мыса Харасавэй. Действительно, компания рассматривала разные варианты логистики. «Однако компания, вероятно, склоняется к выбору соглашения с РЖД», – предполагает аналитик по нефтегазовому сектору «Атона» Анна Бутко.

Чем богаты Бованенково и Харасавэй

Бованенковское месторождение является крупнейшим на полуострове Ямал по разведанным запасам газа с начальным уровнем в 4,9 трлн куб. м. «Газпром» начал здесь добычу газа в 2012 г. из сеноманских пластов. «Газпром нефть», в свою очередь, будет разрабатывать более глубокие неоком-юрские пласты, богатые газовым конденсатом. Проектный уровень добычи газа составляет 115 млрд куб. м в год. В перспективе проектный уровень должен увеличиться до 140 млрд куб. м в год за счет подключения неоком-юрских залежей.
Харасавэйское месторождение расположено на полуострове Ямал севернее Бованенковского месторождения, преимущественно на суше полуострова и частично в акватории Карского моря, в 480 км к северу от Салехарда. По размеру запасов газа относится к категории уникальных – 2 трлн куб. м. Начало добычи запланировано на 2023 г. Проектный уровень добычи – 32 млрд куб. м газа в год. 

Бутко напоминает, что 3 июня на ПМЭФ «Газпром нефть», РЖД, «Газпромтранс» и «Газпром инвест» договорились о транспортировке жидких углеводородов с крупнейших месторождений Ямала. Соглашение действует до 2040 г. и подтверждает намерения компаний по развитию логистической схемы для перевозки углеводородов по самой северной в мире железнодорожной линии Обская – Бованенково – Карская и далее до порта Усть-Луга в Ленинградской области.

Начать перевозки планируется в 2025 г. после старта промышленной добычи на Харасавэйском и Бованенковском месторождениях. С 2025 по 2040 г. железнодорожным транспортом отсюда планируется вывезти свыше 52 млн т углеводородов, сообщала «Газпром нефть».

Яковлев в 2019 г. говорил, что для сбыта конденсата компания может создать мощности по стабилизации конденсата, а также по его транспортировке и логистике.

«Газпром нефть» последовательно наращивает добычу газа: так, показатель вырос с 29,9 млрд куб. м в 2015 г. до 43,15 млрд куб. м в 2020 г. Исходя из добычи углеводородов по итогам 2020 г. в объеме 96,1 млн т н. э. доля газа в портфеле «Газпром нефти» по итогам 2020 г. составляет 36,1%. В ходе пресс-конференции Яковлев заметил, что все текущие газовые объемы законтрактованы. Реализация новых проектов (Бованенково, Харасавэй) принесет компании еще около 38 млрд куб. м годовой добычи газа и около 5 млн т газового конденсата. «Это очень масштабный проект. Возможно, сейчас в нефтегазовой отрасли в ближайшие пять лет самый крупный», – сказал Яковлев.

Месторождения Бованенково и Харасавэй сейчас являются фокусом для компании и соответствуют заявленному стратегическому приоритету нарастить долю газа в портфеле на горизонте до 2030 г., говорит Бутко.

Несмотря на рост добычи газа, у компании нет отдельных планов по строительству крупнотоннажных производств СПГ, говорит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. «Весь газ, который добывает и предполагает добывать компания, реализуется «Газпрому», – напомнил эксперт.  По его словам, «Газпром нефть» сосредоточена на реализации малотоннажного производства, в первую очередь в качестве бункеровочного топлива. Он не исключил, что может произойти некое объединение с газомоторными активами «Газпрома», в рамках которого СПГ можно будет реализовывать в качестве топлива для наземного транспорта. «Но в любом случае речь идет о малотоннажном производстве», – подчеркнул он.

В свою очередь, аналитик по товарным рынкам «Открытие брокера» Оксана Лукичева не исключает реализацию крупнотоннажного СПГ-производства на проекте. «Месторождение удачно расположено с точки зрения логистики – Карское море рядом, есть возможность построить и развить крупный транспортный узел», – говорит она.

Говоря о реализации газового конденсата, все аналитики сходятся во мнении, что его могут как экспортировать за рубеж через контракты с «Газпромом», так и поставлять на перерабатывающие заводы региона для получения высококачественного топлива.

При этом проблем с реализацией проекта в срок не возникнет, говорит Фролов. «Сейчас нет факторов, которые бы задерживали реализацию проекта. Компанию не сдерживает соглашение ОПЕК+, так как оно не касается газа и газового конденсата», – замечает он.

Не будет проблем и с финансированием проекта, говорит Лукичева. По ее словам, оно может быть организовано разными способами: через выпуск ценных бумаг, через привлечение государственных целевых средств, через реализацию планов совместно с партнером. «Им в таком случае может быть «Газпром», – полагает она.

Фролов, в свою очередь, не исключает участия традиционно сотрудничающих с компанией зарубежных партнеров (англо-голландская Shell, испанская Repsol. – «Ведомости»). «Хотя могут быть привлечены и кредитные средства», – заключает он.