Хоккеист Евгений Малкин и его партнеры увеличат производство воды
Diversus Group построит завод на 232 млн бутылок в годКомпания Diversus Group построит завод по производству витаминизированной воды и функциональных напитков в Раменском районе Подмосковья, следует из презентации проекта, с которой ознакомились «Ведомости». Основатель и гендиректор Diversus Group Николай Альтштейн это подтвердил. По его словам, компания уже разработала проект и приобрела оборудование, завершить строительство планируется к концу 2022 г.
На этом заводе будет организован розлив продукции компании «Эссеншл аква», говорит Альтштейн. Она уже работает на рынке около трех лет и выпускает витаминизированную воду под брендом Essential Aqua. 35% долей в ООО «Эссеншл аква» принадлежит непосредственно Diversus Group, 10% – Альтштейну. Еще 25% – у Евгения Малкина, нападающего хоккейного клуба Национальной хоккейной лиги Pittsburgh Penguins (США). На бутылках с водой используется изображение спортсмена. Представитель Малкина не стал комментировать его участие в проекте.
До сих пор собственного производства у компании не было, воду она добывает из артезианской скважины в Подмосковье и по давальческой схеме разливает ее на заводах в Московской и Тульской областях, рассказывает Альтштейн. Там «Эссеншл аква» может выпускать около 100 млн бутылок в год. На новом предприятии компания будет ежегодно производить до 232 млн бутылок в год. После введения в эксплуатацию завода компания со временем перейдет на производство товаров на собственных мощностях, говорит Альтштейн. По его словам, инвестиции в него составят 20 млн евро. Он также добавляет, что новое предприятие позволит компании расширить ассортимент. Он считает производство витаминизированной питьевой воды перспективным направлением – она востребована, поскольку помогает поддерживать иммунитет и вести здоровый образ жизни. Компания, по его словам, рассчитывает, что ей удастся создать российский аналог бренда VitaminWater, который принадлежит компании Coca-Cola.
Россияне мало пьют
Российские потребители в среднем пьют около 43 л бутилированной воды в год, сообщал в сентябре прошлого года «Ведомостям» представитель IDS Borjomi Russia (выпускает воду Borjomi и «Святой источник»). А, например, в странах Восточной Европы этот показатель составляет 67,7 л, в США – 106 л. Этот показатель в России будет расти, поэтому у рынка есть потенциал, говорил он.
Если «Эссеншл аква» будет ежегодно выпускать 232 млн бутылок, то сможет стать средним по российским меркам производителем, говорит президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков. По его словам, проект может оказаться успешным, если компания придумает интересную идею для продвижения продукции. Впрочем, сейчас рынок питьевой упакованной воды испытывает трудности, отмечает Новиков. Например, во время пандемии изменились потребительские предпочтения: снизилось потребление воды в крупной таре в офисах и мелкой упаковке, которую приобретают рядом с работой, метро и т. д. Частично покупатели переориентировались на заказ на дом. Кроме того, доходы населения снижаются, что также влияет на продажи таких товаров. Новиков напоминает и о скорых законодательных изменениях: планируется, в частности, повысить экосбор и ввести обязательную маркировку, что существенно увеличит себестоимость продукции, Производителям придется снизить маржу или заложить эти затраты в цену. Это плохо скажется на доходности бизнеса, что создаст большой риск для новых проектов, предупреждает эксперт.
Продажи воды с мая 2020 г. по апрель 2021 г. выросли на 1,4% в деньгах и на 1,2% в натуральном выражении в сравнении аналогичным периодом годом ранее, по данным NielsenIQ. Вода с различными добавками занимает примерно 5% от всего рынка, ее продажи в натуральном выражении выросли на 13,5% за тот же период. Это связано с тем, что многие производители запускали подобные новинки, как правило, в низком ценовом сегменте, объясняет директор по работе с ритейлерами «NielsenIQ Россия» Константин Локтев. Однако рынок функциональных напитков очень небольшой – порядка 2–3 млрд руб. в ценах производителей, говорит гендиректор «Холдинг аква» (выпускает воду «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17» и др.) Святослав Вильк. Он напоминает, что витаминизированную воду в России более 10 лет назад начала выпускать компания PepsiCo под брендом «Аква минерале актив». Есть и множество аналогичных примеров локальных производителей. Но, по его мнению, по-настоящему успешных примеров пока немного.
Спортсмены периодически инвестируют в компании потребительского рынка. Например, в 2012 г. теннисистка Мария Шарапова вложила около $500 000 в производство жевательного мармелада под брендом Sugarpova. Позже продуктовую линейку дополнили шоколад и трюфельные конфеты. К 2019 г. стартап превратился в компанию с оборотом $20 млн в год, писал Forbes. В 2017 г. компания PJ Western, мастер-франчайзи американской сети пиццерий Papa John’s в России, СНГ и Центральной Европе, привлекла $10 млн инвестиций от своего управляющего акционера Global Restaurant Management и хоккеиста Александра Овечкина (отдельно его инвестиции не раскрывались). В том же году Овечкин стал лицом бренда Papa John’s в России.
Участие в подобных проектах логично для спортсменов, чья карьера в силу возраста подходит к концу и они задумываются, чем будут зарабатывать дальше (Малкину 34 года. – «Ведомости»), говорит управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. По его мнению, в таком проекте хоккеист, с одной стороны, привлекает дополнительное внимание к бренду как его лицо, а с другой – может заработать, если он окажется успешным.