«Ашан» меняет концепцию своих гипермаркетов в России

Часть их площадей займут сторонние магазины по продаже одежды и продуктов, а также дарксторы
Сокращение площадей гипермаркетов – тенденция последних нескольких лет
Сокращение площадей гипермаркетов – тенденция последних нескольких лет / Евгений Разумный / Ведомости

«Ашан» решил изменить концепцию своих гипермаркетов в России, рассказал «Ведомостям» президент «Auchan Retail Россия» Филипп Брошар. По его словам, компания уменьшит их торговые площади, часть из них ритейлер предложит в аренду сторонним организациям, которые смогут открыть там небольшие магазины (корнеры) по продаже одежды, продуктов и др. В частности, в гипермаркете в торговом центре «Авиапарк» на Ходынке уже работает корнер французского бренда одежды Kiabi. Аналогичные точки могут появиться и в других магазинах «Ашан» этого формата. Запрос в Kiabi остался без ответа.

Также в торговом центре «Капитолий» планируется в ближайшее время открыть отдел по продаже японских блюд, говорит Брошар. Его оператора он назвать отказался. Часть территории гипермаркетов «Ашан» планирует использовать под дарксторы (небольшие склады): в них сотрудники компании будут собирать заказы как для собственной доставки, так и для партнеров. Сейчас компания сотрудничает с сервисами «Сбермаркет» и «Яндекс.Еда». Представитель «Яндекс.Еды» сообщил, что компания считает размещение дарксторов на территории магазинов хорошей идеей: они позволят ускорить доставку онлайн-заказов, поскольку их сбор будет происходить в отдельной зоне. Представитель «Сбермаркета» не стал комментировать планы «Ашана».

По словам Брошара, новая концепция позволит повысить эффективность использования торговых площадей. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Ашан» в 2020 г. упала на 12,2% до 223 млрд руб. Кроме того, компания впервые за три года получила чистый убыток в размере 4,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб. чистой прибыли годом ранее.

Сейчас у «Auchan Retail Россия» 62 гипермаркета, 151 супермаркет и 33 суперстора (магазины меньшего формата, чем гипермаркеты) в 100 городах России. По данным «Infoline-аналитики», средняя торговая площадь одного гипермаркета «Ашан» составляет 11 500 кв. м. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров уточняет, что среди крупных ритейлеров большие площади у магазинов такого формата только у «Глобуса».

Насколько сократятся торговые площади российских гипермаркетов, Брошар не уточнил, для каждого магазина решение будет приниматься индивидуально. По оценке регионального директора департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгении Хакбердиевой, снижение может составить 10–50%.

Сокращение площадей гипермаркетов – тенденция последних нескольких лет. К примеру, «Магнит» переделывал неудачные с точки зрения трафика объекты в «Магнит-опт», а в 2020 г. он начал трансформировать их в суперсторы, говорит Бурмистров. «О’кей» привлекала в качестве крупного арендатора сеть Familia. X5 Group недавно заявляла, что переделает гипермаркеты «Карусель» в супермаркеты либо закроет их или продаст, говорил начальник управления корпоративных финансов и связей с инвесторами Андрей Васин в ходе онлайн-конференции «ВТБ мои инвестиции» в июне 2021 г. Запрос в «О’кей» остался без ответа.

«Ашан» начал менять концепцию гипермаркетов позже других компаний, говорит Бурмистров. Он напоминает, что выручка большинства таких магазинов в последние годы снижалась, поскольку потребители переориентировались на дискаунтеры, магазины у дома или выбирали онлайн. Это связано, по его мнению, с изменением предпочтений потребителей: они стали больше ценить время и удобство при приобретении товаров, тщательнее планировать покупки. Гипермаркеты обычно расположены далеко от спальных районов, до них долго добираться, а из-за слишком широкого ассортимента там можно купить много лишней продукции. Покупки же в магазинах малых форматов и особенно онлайн удобнее и занимают меньше времени, объясняет эксперт.

Падение финансовых показателей у «Ашана» Бурмистров объясняет не только потерей трафика, но и пробелами в ассортименте и в организации доставки. «Ашан», по его словам, в отличие от конкурентов меньше внимания уделял развитию категории fresh (товаров с короткими сроками годности) и собственных торговых марок. Кроме того, компания позднее других запустила доставку продуктов на дом.

Новые бренды на площадях «Ашана» могут увеличить трафик, считает директор департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина. Хакбердиева отмечает, что сокращение торговых площадей приведет к сокращению операционных расходов, расходов на аренду и оптимизацию фонда оплаты труда. По ее словам, это может облегчить финансовую нагрузку на сеть, финансовые показатели которой падают в последние несколько лет.