Аэропорт «Жуковский» в августе запустит собственного туроператора

Заработать ему будет трудно, считают эксперты
В проект туроператора уже вложено около $1 млн, в ближайшие полгода планируется вложить еще как минимум $5 млн / Марина Лысцева / ТАСС

Первые чартерные рейсы туроператора «Жиатур», созданного оператором «Жуковского» – компанией «Рампорт аэро», состоятся в августе 2021 г., рассказал «Ведомостям» гендиректор «Рампорта» Томас Вайшвила. Учрежденный в марте туроператор уже получил лицензию Ростуризма. По словам Вайшвилы, рейсы для «Жиатура» будут выполнять Red Wings, которая уже летает из «Жуковского», и еще несколько авиакомпаний. При этом сам «Жиатур» будет продавать блоки кресел в самолетах другим туроператорам.

«Проект создавался, чтобы предоставлять туроператорам фрахт (аренду. – «Ведомости») воздушного судна. Мы будем предоставлять оптимальное количество пассажирских мест на рейсах авиакомпаний партнерам-туроператорам. В проект туроператора уже вложено около $1 млн, в ближайшие полгода планируется вложить еще как минимум $5 млн.

Эти средства пойдут на приобретение в свой собственный парк воздушных судов, в первую очередь дальнемагистральных», – рассказал Вайшвила. На них предполагается выполнять полеты на Кубу, уточнил он. Исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что в дальнейшем аэропорт может передать суда в управление другому перевозчику, которые тот впишет в свою полетную программу, или даже получить сертификат эксплуатанта и создать свою авиакомпанию. Постепенно «Жиатур» планирует начать самостоятельно договариваться с отелями, перейдя в разряд полноценного туроператора, добавляет Вайшвила.

Это уже не первая попытка менеджмента «Жуковского» зайти в смежный сегмент бизнеса. В 2018–2019 гг. руководство аэропорта обсуждало идею создания собственной чартерной авиакомпании WeGo Air, которая бы выполняла международные рейсы. В парк должны были поступить четыре самолета Airbus A321. В апреле 2019 г. источники «Интерфакса» сообщали, что проект закрыт, так как «не срослась экономика». Еще один собеседник агентства заявлял, что «проект приостановлен из-за недофинансирования».

475 000 человек

было перевезено авиакомпаниями из «Жуковского» в 2020 г. Это почти в 3 раза меньше, чем в 2019 г., когда пассажиропоток составил 1,32 млн. Восстановление трафика начинается в этом году: если в начале года аэропорт обслуживал по 20 000 человек в месяц, в июне этот показатель вырос до 70 000. Для сравнения: пассажиропоток «Шереметьево» даже в 2020 г. составил 19,8 млн человек, «Домодедово» – 16,4 млн, «Внуково» – 12,6 млн. На конец 2019 года «Жуковским» владели «Юнайтед эйрпортс менеджмент» (52,5%, принадлежит менеджменту аэропорта), структура «Ростеха» «ТВК Россия» (25%) и советник президента ОАК Борис Алешин (22,5%). Чистый убыток по РСБУ «Жуковского» в 2019 г. составил 287 млн руб., в 2020 г. он вырос до 763 млн руб. Выручка в 2020 г. сократилась почти в 2 раза до 249 млн руб.

В прошлом году «Жуковский» запустил своего грузового брокера «Жиа карго», который консолидирует груз на рейсы авиакомпаний-партнеров, напоминает Пантелеев.

«На авиасалоне МАКС мы объявим о том, что из «Жуковского» будут летать новые авиакомпании, которые будут выполнять чартерные полеты под проект туроператора», – заявил Вайшвила. По данным источника «Ведомостей», это может быть Nord Star (подконтрольна «Норникелю». – «Ведомости»). Кроме этого на МАКСе будут заключены соглашения с крупнейшими туроператорами: TUI Russia, Resort Life Travel, Coral Travel, Anex Tour и «Интурист», добавляет представитель «Рампорт аэро». «Ведомостям» не удалось оперативно получить ответы Nord Star. В Red Wings подтвердили, что готовы открыть чартерные рейсы из «Жуковского» на популярные курорты совместно с туроператором «Жиатур»: «Потенциальное количество рейсов, направления и другие условия сотрудничества сейчас обсуждаются». Этим летом туроператор планирует организовать рейсы в Грецию, Турцию и на Кипр, в осенне-зимнем сезоне к этим направлениям может прибавиться Египет – если разрешат рейсы на курорты этой страны, добавляет Вайшвила.

Сегодня из «Жуковского» уже реализуется обширная чартерная программа, но не туристической направленности. Так, авиакомпания Azur Air выполняет чартеры в Среднюю Азию, чартерами в Узбекистан летает Red Wings, а также «Уральские авиалинии». Свой туроператор поможет увеличить пассажиропоток за счет синергии усилий авиакомпаний, аэропорта и других туроператоров, считает руководство «Жуковского». При этом «Жиатур» сможет предложить «более гибкую ценовую политику», имея в управлении аэропорт, который устанавливает ставки аэропортовых сборов для перевозчиков, говорит Вайшвила.

Эксперты скептично относятся к новому проекту «Жуковского». По словам гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, аэропортовые сборы в цене билета составляют 8–12%, а в стоимости всего пакетного тура – 4–5%. «Даже если аэропорт снизит ставки, это существенно не повлияет на стоимость тура, тогда как, например, туроператор может снизить цену на 25% за один день», – сказал Ромашкин.

Другой топ-менеджер крупного билетного агрегатора в России сомневается, что «Жуковскому» в принципе удастся создать полноценного туроператора. «Продукт туроператора – это билеты на самолет и бронь на гостиницу. Пока «Жуковский» создает просто билетного брокера, который выкупает блоки мест у перевозчика и перепродает их туроператорам. При этом классические туроператоры обычно работают с авиакомпаниями напрямую, поэтому идея может не иметь успеха», – говорит собеседник «Ведомостей». Ромашкин добавляет, что сегодня на рынке туруслуг высокая конкуренция и среди действующих игроков, а чтобы проект состоялся, необходимо провести большую работу – наладить контакты с гостиницами, собрать большую клиентскую базу, наладить маршрутную сеть.