В Китае не боятся прививать трехлетних детей вакциной CoronaVac

Разработчик вакцины компания Sinovac надеется на признание в Европе
Основатель, генеральный директор Sinovac Biotech Инь Вэйдун/ Thomas Peter / Reuters

Компания Sinovac Biotech одной из первых выпустила вакцину против ковида – Sinovac-CoronaVac. Основатель Sinovac Инь Вэйдун заинтересовался разработкой вакцин еще в середине 1980-х, первую вакцину – от гепатита А – его компания создала в 1999 г.

Инактивированную вакцину CoronaVac в июне разрешили применять в Китае не только для взрослых, но и для экстренной вакцинации детей от трех лет. В других странах позволено вакцинировать детей моложе 18 лет, но нигде больше не дали зеленый свет на прививку для такой возрастной группы, писала South China Morning Post. А Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) полтора месяца назад рекомендовала CoronaVac к экстренному применению для взрослых. Все это могло бы подстегнуть котировки акций Sinovac на NASDAQ. Но инвесторы не могут получить доход от сделок с бумагами Sinovac на бирже: торги бумагами Sinovac больше двух лет назад остановлены из-за конфликта акционеров.

Sinovac в отличие от второго китайского разработчика собственной вакцины – CanSino Biologics работает с прибылью: в прошлом году ее чистая прибыль составила $185,2 млн против $57,5 млн чистого убытка у конкурента.

Первые вакцины

Инь родился 23 января 1964 г. В интервью China Youth Daily он рассказывал, что у него была не самая сильная школа, а он был не самым прилежным учеником. В итоге он не прошел вступительные экзамены в колледж, в который хотел поступить. Инь подал документы в медицинское училище города Таншань (провинция Хэбэй) и внезапно обнаружил в себе страсть к эпидемиологии: «К своему удивлению, я превратился в студента, который задавал больше всех вопросов».

Инь продолжил образование в Национальном университете Сингапура и в 1985 г., получив диплом, устроился в центр контроля и профилактики заболеваний в Таншане. В первый же день его отправили расследовать вспышки гепатита А в окрестностях города. В 1980-х гг. в Китае многие пострадали из-за этого заболевания. Не существовало не то что вакцин, но даже метода для точной диагностики. Это так впечатлило молодого Иня, что он посвятил себя борьбе с этим видом гепатита. В 1985 г. он изолировал вирус и начал экспериментировать с созданием вакцины. В 1992 г. он основал для этого компанию Tangshan Yian Bioengineering, в которой в 1999 г. удалось создать инактивированную вакцину. В 2005 г. она была одобрена в Китае, в 2008 г. включена в национальную программу вакцинации.

К этому времени компания Иня называлась уже Sinovac: в 2001 г. Tangshan Yian Bioengineering слилась с Shenzhen Kexing и Sino Pharma. Вскоре после этой сделки Китай столкнулся со вспышкой коронавируса – тяжелого острого респираторного синдрома (SARS, атипичная пневмония). В апреле 2003 г. Инь позвонил муниципальным чиновникам Таншаня и сообщил, что его компания вот-вот получит вакцину от SARS и готова поделиться технологиями с государственными лабораториями.

Госслужащие сообщили об этом наверх – и несколько дней спустя министерство науки и технологий Китая назначило Иня руководителем национального проекта по ускоренному внедрению вакцины против атипичной пневмонии, писала газета Guangming Daily. Ему выделили госфинансирование и разрешили прибегать к помощи гослабораторий. Вакцина прошла первую фазу испытаний, и на этом дело закончилось – в 2004 г. SARS исчез, унеся жизни более 600 китайцев.

Компания Иня понесла большие убытки, пишет журнал Time. Но все было не зря: 17 лет спустя SinoVac воспользовалась наработанным опытом, чтобы вырваться в лидеры при разработке вакцины от COVID-19. «Коронавирус и SARS похожи как братья», – говорил Инь. А еще работа с SARS сделала компанию известной. «Sinovac известна во всем мире с момента атаки атипичной пневмонии, – говорил Инь интернет-изданию BioSpectrum. – В то время мы расширили связи с глобальными общественными организациями, исследовательскими учреждениями и предприятиями по всему миру и создали себе хороший имидж среди чиновников, клиентов и общественности».

В 2004 г. Инь вывел Sinovac на Американскую фондовую биржу. В 2009 г. Sinovac была первой компанией, получившей одобрение на вакцину против свиного гриппа (вирус H1N1). Весь процесс – от начала разработки до разрешения на использование – занял 87 дней, китайские власти сразу же заказали без малого 12,5 млн доз. «В Китае проживает 1,3 млрд человек. Если бы не было вакцины, когда разразилась пандемия гриппа, последствия были бы катастрофическими», – цитировал Иня BioSpectrum. Вся эта история была отличным поводом собрать еще денег с инвесторов, и Инь ее не упустил. В том же году Sinovac провела листинг на NASDAQ.

Как китайская вакцина рассорила бразильцев

Президент Бразилии Жаир Болсонару в начале своего срока в 2019 г. был ярым антикитаистом, пишет Fortune. Его даже называли «тропическим Трампом». Пандемия заставила его смягчить риторику: экспорт в Китай стал большим подспорьем для экономики Бразилии, но с окончанием локдауна он усилил нападки на Поднебесную. Тем временем Жоао Дориа, губернатор крупнейшего штата – Сан-Паулу, договорился о сотрудничестве с Sinovac и Институтом Бутантана. Бразильцы помогали испытывать вакцину и налаживали производство вакцины Sinovac-CoronaVac на своей площадке. В октябре прошлого года, когда окончилась третья фаза испытаний CoronaVac в Бразилии, министр здравоохранения страны Эдуардо Пасуэлло объявил о закупке нескольких миллионов доз вакцины. Затем свой ход сделал Болсонару. В Facebook он написал: «Бразильский народ не будет подопытным кроликом <...> Вот почему я решил не покупать эту вакцину». Затем в выступлении на радио добавил, что бразильцы не будут чувствовать себя в безопасности с CoronaVac, учитывая страну происхождения вакцины. Заявление минздрава о закупке препарата он назвал «необязательным меморандумом о взаимопонимании». Дориа нанес ответный удар, заявив, что CoronaVac – «бразильская вакцина», потому что Институт Бутантана помог в ее разработке. Он предостерег правительство от «оценки вакцин по политическим или идеологическим критериям». Болсонару по-прежнему гнет свою линию. В мае он заявил, что пандемия может быть «химической войной», которую развязала самая быстро растущая страна мира. Слово «Китай» он не произносил. 17 января этого года в Бразилии началась прививочная кампания CoronaVac – и, по данным минздрава Бразилии, эта вакцина до июля применялась чаще всего. Но в этом месяце ее обогнала AstraZeneca, которую тоже производят в Бразилии: ее получило 46% привитых, китайскую вакцину – 45%, вакцину Pfizer – 8% и 1% привился вакциной Johnson & Johnson. MICHAEL DANTAS / AFP

Всего Sinovac производит сейчас семь вакцин, указано на сайте компании.

С 2002 г. выпускается Healive от гепатита A, с 2006 г. – Anflu от гриппа, с 2012 г. – вакцина от паротита, с 2016 г. – Inlive от энтеровируса 71-го типа для детей от 6 до 71 месяца, с 2020 г. – 23-валентная пневмококковая полисахаридная вакцина и вакцина против ветряной оспы, с 2021 г. – CoronaVac от COVID-19. В работе еще несколько вакцин, в том числе от бешенства, японского энцефалита и эпидемического менингита.

Скандал и атака инвесторов

Инвесторов, желающих заработать на успехах Sinovac, ждет разочарование. Торги ее акциями уже который год приостановлены. Чтобы понять почему, надо вернуться в 2016 г. Тогда был приговорен к 10 годам заключения Инь Хунчжан (однофамилец, не имеющий никакого отношения к Инь Вэйдуну), бывший заместитель директора Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов Китая. Его уличили в получении взяток на сумму более $0,5 млн от производителей вакцин в 2002–2013 гг. Чиновник всячески способствовал в получении разрешений на коммерческое использование вакцин. Как раз в эти годы начался взлет Sinovac.

На суде выступал и Инь Вэйдун. Он признался, что с 2002 по 2011 г. дал чиновнику и его жене взятки на сумму более $83 000. Взамен тот ускорил выдачу нужных документов. Но Инь Вэйдун особо отметил, что не мог отказать представителю регулирующих органов, когда тот требовал денег. Например, в 2002 г. Инь Хунчжан сказал Инь Вэйдуну, что хотел бы купить машину, – и получил $15 200. В том же году была одобрена вакцина Sinovac против гепатита А. В 2006 г. чиновник рассказал, что купил квартиру и собирается ее обставлять. Он получил от основателя Sinovac $7600, пригласил того через несколько месяцев на новоселье и получил еще $15 200. В том же году в продажу поступила вакцина SinoVac от гриппа. А в 2011 г. чиновник попросил однофамильца одолжить ему около $45 600 на покупку дома на северной окраине Пекина – и получил их через посредника.

Ни Sinovac, ни ее руководителей не обвинили в даче взятки – Инь Вэйдун проходил по делу свидетелем и активно сотрудничал со следствием. Это очень обидело западного конкурента – британскую GlaxoSmithKline. Наказывать получателя взятки, не трогая того, кто ее давал, было обычным делом в Китае. Но в 2014 г. в виде исключения китайский суд оштрафовал GlaxoSmithKline на $490 млн за подкуп врачей и чиновников для увеличения продаж, а несколько руководителей компании приговорил к условному лишению свободы на сроки от двух до четырех лет.

На суде над Инь Хунчжаном всплыла еще одна история – о коррупции на низовом уровне. Около 20 чиновников и врачей больниц призналось в получении взяток от сотрудников Sinovac. Газета The Washington Post нашла коммивояжера Sinovac по фамилии Ян, который признался, что давал «комиссии» ответственным лицам. Например, в 2011–2015 гг. он вручил в общей сложности $2441 наличными в конверте сотруднику одной из больниц, а та приобрела 5351 дозу вакцины против гепатита А.

Sinovac Biotech Ltd.

Биофармацевтическая компания

Крупнейшие акционеры (данные Refinitiv): 1Globe Сapital LLC (25,89%), Инь Вэйдун (17,57%), SAIF Advisors Limited (15,07%), CDH Utopia Ltd (8,39%), Vivo Capital LLC (8,25%).
Капитализация – $642,4 млн.
Финансовые показатели (2020 г.):
выручка – $510,6 млн,
чистая прибыль – $185,2 млн.

Основана в 1999 г. Специализируется на исследованиях, разработке, производстве и коммерциализации вакцин, защищающих от инфекционных заболеваний человека, таких как гепатит А и В, сезонный грипп, пандемический грипп (птичий грипп и свиной грипп), краснуха, ветряная оспа, полиомиелит и др. Акции компании торговались на NASDAQ до 22 февраля 2019 г., до настоящего времени торги приостановлены из-за конфликта акционеров. В основном продает свои вакцины в Китае. В июле 2021 г. компания объявила, что получила одобрение на регистрацию лекарств от Национального управления медицинскими продуктами Китая (NMPA) для своей инактивированной вакцины против полиомиелита на основе штамма Sabin. Ожидается, что вакцина появится на рынке к концу 2021 г. В январе 2020 г. начала разработку CoronaVac – инактивированной вакцины против COVID-19. В июне 2021 г. ВОЗ допустила вакцину CoronaVac к применению в условиях чрезвычайной ситуации.

В годовом отчете Sinovac специально отметила, что придерживается строгих антикоррупционных правил, но ее политика в этой сфере не может быть стопроцентно эффективной. В компании началось внутреннее расследование. В комментариях для The Washington Post представитель компании упирал на то, что все ставшие известными дела о взятках рассматриваются правоохранительными органами, которым компания оказывает полное содействие.

Однако не все инвесторы Sinovac согласились спустить дело на тормозах. В феврале 2018 г. группа инвесторов предложила совету директоров провести делистинг и сделать компанию частной. Они утверждали, что после истории с коррупцией Инь Вэйдун не вправе занимать какие-либо посты в компании. Но совет директоров оставил Иня у руля. В апреле эти инвесторы ворвались в штаб-квартиру Sinovac и попытались украсть печать компании, юридические и финансовые документы, сообщила Sinovac в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Попытка не удалась.

В августе 2018 г. Sinovac объявила, что SEC завершила расследование коррупционных инцидентов в компании и не намерена принимать никаких мер. В сентябре того же года минюст Китая прекратил расследование, решив не предъявлять обвинения сотрудникам Sinovac. Это не остановило недовольных инвесторов. Они решили аккумулировать пакет акций, достаточный, чтобы настоять на своем. Когда Sinovac обнаружила это, было уже поздно принимать многие стандартные защитные меры, писал Fortune. Руководство компании решилось в феврале 2019 г. на довольно отчаянный шаг: выпустило 28 млн новых акций, чтобы размыть долю инвесторов-бунтовщиков. Последовали судебные тяжбы о правомерности допэмиссии, и NASDAQ приостановила торги акциями Sinovac до их окончания. Торги не возобновлены до сих пор.

Слишком медленно

На столе в офисе Иня в Пекине лежат две пластиковые модели коронавируса – синие ядра с красными шипами. А рядом с ними несколько небольших стеклянных флаконов с вакциной CoronaVac. «Мы поделимся нашей вакциной со всем миром», – говорит он, перехватив взгляд журналиста Time. Во всех странах разрешения на применение вакцин выдавались в пожарном порядке, но у Иня претензии к регуляторам. «Вы действительно думаете, что это быстро? По сравнению с тем, как распространялся вирус, недостаточно! Вирусу не нужен паспорт, но вакцине нужна лицензия в каждой стране», – сетует он.

В июне ВОЗ рекомендовала CoronaVac для экстренного применения для людей старше 18 лет. На брифинге генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус подчеркнул, что вакцина, разработанная Sinovac, признана «безопасной, эффективной и гарантированно качественной», и отметил «простые условия ее хранения», что важно для стран с ограниченными ресурсами. «Критически важно быстро доставить это средство спасения людям, которые в нем нуждаются», – заявил Гебреисус. До этого в начале мая ВОЗ одобрила использование в экстренном порядке вакцины другого китайского производителя – Sinopharm (против коронавируса COVID-19).

CoronaVac используют, в частности, на Украине. Вчера министр здравоохранения Украины Виктор Ляшко в эфире телеканала «Украина» сообщил, что располагает информацией о скором одобрении второй китайской вакцины Европейским агентством лекарственных средств. Ляшко утверждает, что вопрос рассмотрят в ближайшее время, ссылаясь, как сообщают украинские СМИ, «на европейского регионального директора ВОЗ» и «коллегу в Европейской комиссии». (Должность директора Европейского регионального бюро ВОЗ занимает д-р Ханс Клюге.) Никаких официальных подтверждений от ВОЗ и европейских властей не последовало.