Совладелец S7 продал долю в кипрской Charlie Airlines почти за 700 000 евро

Летать с прибылью авиакомпания смогла лишь год перед пандемией
Первым и пока последним успешным для Charlie Airlines (Cyprus Airways) годом был 2019-й/ Athanasios Gioumpasis / Getty Images

Владислав Филев, владеющий с дочерями Татьяной и Марией группой S7, продал свою долю в 63,13% в кипрском авиаперевозчике Charlie Airlines (летает под брендом национального перевозчика Кипра Cyprus Airways) всего за 696 900 евро, следует из данных кипрского реестра, с которыми ознакомились «Ведомости».

Филев владел долей через компанию Charlie Holdings. Пакетом в 35,4% акций перевозчика владела сама S7 Group. Свою долю группа также продала летом 2021 г. (по какой цене – не раскрывается). Покупателем всех акций стал холдинг мальтийского бизнесмена Саймона Камильери Simon J. Camilleri Holdings Ltd. (SJC). С июня 2021 г. Charlie Airlines на 96,2% принадлежит SJC, еще 2,83% остаются у кипрской Diverse New Investments Cyprus Ltd и 0,9% – у Филева. Представители S7 и SJC не ответили на запрос «Ведомостей».

«Стоимость всей компании [при продаже] могла составить порядка 1,1 млн евро», – полагает аналитик корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова. Такую же оценку приводит и аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. «Cyprus Airways – неликвидный актив с двумя Airbus A319 возрастом 22 года каждый. Кроме того, стоимость должна была сильно упасть из-за пандемии, но компания и до этого кризиса была убыточной», – говорит Сахнова.

На стоимость перевозчика оказывают давление пандемийные ограничения на перелеты и повышение оценки отраслевых рисков, объясняет Юрова. Авиакомпания без самолетов в парке, очевидно, дешевле, чем конкуренты с материальными активами, – ее стоимость определяется гудвиллом, разветвленностью маршрутной сети, широтой клиентской базы, поясняет директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Чем занимается Simon J. Camilleri Holdings

Simon J. Camilleri Holdings Ltd – группа компаний с Мальты, которая оказывает услуги в области коммерческих перелетов и технического обслуживания вертолетов GulfMed, неотложной медицинской помощи (в том числе авиатранспортом) под брендом MediaLink. Проводит тренинги по охране здоровья и безопасности (бренд Institute of Health & Satety), предлагает противопожарные и охранные решения по всей Европе и в Африке (Firetech). Основным владельцем является гражданин Мальты Саймон Дж. Камильери. Вся группа компаний упоминалась в массиве материалов Paradise Papers, обнародованных в ноябре 2017 г.

Два Airbus A319 достались Cyprus Airways от самой S7 еще в 2017 г., когда компания начала полеты. С тех пор парк перевозчика не увеличивался. Cyprus Airways базируется в аэропорту Ларнаки, выполняет рейсы в Прагу, на Крит (Ираклион), в Бейрут, Москву, Санкт-Петербург по 2–3 рейса в неделю. В ноябре будут запущены рейсы Ларнака – Лондон.

Еще до продажи Charlie Airlines, в июне – ноябре 2020 г., Charlie Holdings приобрела новый выпуск акций авиакомпании с огромной премией по 1666 евро за бумагу (номинальная цена бумаги – 1 евро), потратив на выкуп 1,25 млн евро. За счет этих средств Charlie Airlines закрыла свой долг по «займу от акционеров» (Charlie Holdings и S7 Group). Еще 100 привилегированных акций авиакомпании Charlie Holdings выкупила у Diverse New Investments за 1,8 млн евро. «В итоге менеджмент признал сумму в 5,1 млн евро в качестве обесценения инвестиций в акции Charlie Airlines на конец 2020 г.», – говорится в отчетности Charlie Holdings. По словам Юровой, обесценение акций может быть связано с переоценкой бизнеса из-за возникших ограничений в связи с пандемией. Как говорит Сахнова, обесценение – это вполне реальные потери: «Вложив в компанию, например, 6 млн евро и продав ее за 1 млн евро, у компании на P&L (отчет о прибыли и убытках компании. – «Ведомости») пройдет обесценение в 5 млн евро».

Первым и пока последним успешным для Charlie Airlines (Cyprus Airways) годом был 2019-й, следует из ее отчетности. Тогда компания заключила код-шеринговые соглашения с Bulgaria Air и бюджетным румынским перевозчиком Blue Air, а также интерлайн-соглашения (о взаимном признании перевозочных документов) с израильской Arkia, греческой Sky Express и ливанской Middle East Airlines. За год был выполнен 3391 рейс и перевезено 399 413 пассажиров (+77% к 2018 г.). Были открыты направления в Братиславу, Кошице (Словакия), Салоники и Скиатос (Греция). 2019 год стал первым, когда Charlie Airlines добилась маржинальности перевозок и зафиксировала операционную прибыль, говорится в отчетности. Выручка Charlie Airlines за тот год составила 41,6 млн евро против 23,3 млн евро в 2018 г. Чистый убыток сократился до 1,2 млн евро против 9,3 млн евро в 2018 г.

Но уже в 2020 г. в разгар пандемии Charlie Airlines значительно сократила маршрутную сеть и расписание. В марте на Кипре ввели режим ЧС, ограничили въезд в страну. С марта по июнь в аэропортах Кипра было отменено 1115 рейсов, которые затронули 25 864 пассажира. После возобновления полетов в июне – декабре 2020 г. Charlie Airlines выполнила лишь 18% запланированных рейсов, а доход с каждого рейса сократился на 14%, говорится в отчетности. Как и во многих других странах, кипрский перевозчик начал возвращать пассажирам средства не наличными, а в виде ваучеров, срок действия которых один год. Всего их было выдано на сумму 1–1,2 млн евро за 2020 г., которые придется выплатить, если пассажиры не купят новые билеты.

«S7, запуская компанию [Charlie Airlines] в 2016 г., рассчитывала развиваться на рынке внутриевропейских перевозок. Российские авиакомпании могут совершать полеты в Европу только на маршрутах из/в России, поэтому европейский сертификат эксплуатанта открыл бы для S7 новую рыночную нишу», – объясняет Юрова. А продать акции решили из-за падения мирового авиатрафика, неопределенности из-за COVID-19. «Кроме того, сейчас востребованы внутренние перевозки в России, и группа считает целесообразным сосредоточиться на российской части бизнеса, в том числе проекте нового лоукостера», – полагает эксперт.

У S7 есть перспективные планы на домашнем рынке – создание лоукостера Citrus, говорит Пантелеев из «Авиапорта». Сам кипрский рынок авиаперевозок не показал себя очень привлекательным, добавляет он.