«Ашан» надеется поднять онлайн-продажи до 20%

Выручка сети падает не первый год, развитие электронной торговли – шанс сохранить позиции в России, считают аналитики
Евгений Разумный / Ведомости

«Ашан» и «Сбермаркет» подписали соглашение о стратегическом партнерстве, сообщили стороны. Они будут совместно развивать доставку продуктов из дарксторов, которые разместятся на территории «Ашанов».

О планах открывать дарксторы в гипермаркетах рассказывал ранее «Ведомостям» президент «Auchan Retail Россия» Филипп Брошар. Это часть новой концепции ритейлера для повышения эффективности использования торговых площадей. Ассортимент будет состоять из самых популярных товаров сети гипермаркетов. «Сбермаркет» предоставит дарксторам оборудование, программное обеспечение, также организует сборку и быструю доставку заказов. «Сбермаркет» займется и продвижением сайта «Ашана» по модели white label: он будет обслуживать онлайн-витрины ритейлера. В результате клиенты «Ашана» смогут получать заказы в 3 раза быстрее, чем сейчас. Конкретное время они не уточнили. Цель компании – увеличить за два года долю онлайн-продаж с 5 до 20%.

Выручка «Ашана» за первое полугодие 2021 г. сократилась на 17,3% до 99,1 млрд руб., свидетельствуют данные «Infoline-аналитики». По данным самого ритейлера, выручка выросла на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Сейчас сеть объединяет 63 гипермаркета, 32 суперстора (магазины меньшего формата, чем гипермаркеты), 137 супермаркетов – всего 232 магазина.

Для «Ашана», выручка и чистая прибыль которого падает не первый год подряд, остается или развивать онлайн в надежде на улучшение ситуации, или продавать сеть и уходить, говорит Борис Овчинников, партнер DataInsight. В 2020 г. материнская компания (Auchan Holding SA) продала свое подразделение в Китае группе Alibaba за 3 млрд евро. После этой сделки S&P подтвердил рейтинг компании BBB-, сменив прогноз с «негативного» на «стабильный».

«Ашан» – один из крупнейших владельцев гипермаркетов в России. Но выручка большинства гипермаркетов в последние годы снижалась, поскольку потребители переориентировались на дискаунтеры, магазины у дома или выбирали онлайн-покупки, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По итогам первого полугодия 2021 г. сети гипермаркетов Auchan и Metro покинули десятку крупнейших российских ритейлеров, по данным «Infoline-аналитики». На 1 января у «Ашана» было 256 магазинов. Следовательно, сеть закрыла 2 гипермаркета и 22 супермаркета, по расчетам «Ведомостей».

Учитывая усиливающиеся проблемы у формата гипермаркет, фокус на онлайн очень перспективен: у «Ашана» избыточные торговые площади в большинстве гипермаркетов и на них целесообразно разместить дарксторы, что обеспечит и рост продаж, и повышение эффективности использования площадей.

Хоронить формат гипермаркетов рано, например, сеть «Глобус» чувствует себя хорошо, напоминает руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина. Формат гипермаркетов все еще актуален для определенных локаций и покупателей – например, в региональных городах, где не так развиты онлайн-продажи, как в Москве. Но операторам гипермаркетов надо задуматься, как удержать и стимулировать покупателей оставаться с ними в условиях растущего онлайна и развития форматов у дома, считает она.

Сейчас онлайн-направление у «Ашана» – одно из самых слабых среди ритейлеров, считает Бурмистров. Ритейлер выбрал наименее затратный вариант – партнерство с профессиональными службами доставки дешевле, чем развитие собственными силами, считает Овчинников. Партнерство с крупными сервисами доставки позволит эффективнее использовать площади, уточняет директор департамента торговой недвижимости Colliers Борис Маца.

Сделка может также помочь в развитии доставки товаров не только частным, но и корпоративным клиентам, говорит представитель «Ашана». Пока это b2b-направление у «Ашана» развито слабо, добавляет Бурмистров. По такой же схеме «Сбермаркет» уже несколько лет сотрудничает с сетью Metro, которая является крупным игроком в b2b-сегменте. Эксперты считают это сотрудничество успешным. «У Metro сейчас максимальная доля онлайн-продаж среди гипермаркетов (11% по данным компании)», – отмечает Овчинников.

Партнерство «Сбермаркета» и «Ашана» может лишить Metro части клиентов, полагает Бурмистров. Представитель Metro заявил «Ведомостям», что у компании нет конкурентов среди российских ритейлеров в b2b-сегменте.