Booking.com откажется от навязывания ценовой политики российским отелям

К снижению стоимости номеров в гостиницах это не приведет, считают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Booking.com с 30 ноября откажется от навязывания российским отелям ценовой политики. Это следует из писем, которые сервис начал рассылать отечественным гостиницам. «Ведомости» с ними ознакомились. Представитель Booking.com подтвердил, что «сервис занимается прекращением практик паритета цен в России».

30 августа Арбитражный суд Москвы удовлетворил исковые требования Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая добивалась того, чтобы гостиницы в России могли на своих сайтах и других ресурсах указывать цены ниже тех, что выставляются на Booking.com. Это решение 11 ноября подтвердила апелляционная инстанция, а значит, оно вступило в законную силу. Представитель Booking.com сообщил, что сервис готовится оспорить определение Девятого арбитражного апелляционного суда в следующей инстанции. Заявления на отсрочку вступления решения в силу до результатов рассмотрения в кассации «Ведомости» в картотеке арбитражных дел не обнаружили.

Судебное разбирательство Booking.com с ФАС стало результатом жалобы общественной организации «Опора России» на навязывание условий крупнейшим на рынке агрегатором в 2019 г. По итогам проверки антимонопольная служба пришла к выводу, что доля зарегистрированной в Нидерландах Booking Holdings B.V. на российском рынке составляла по итогам 2018 г. 84% в натуральном выражении и 80% в денежном. Сервис злоупотреблял доминирующим положением при диктовке цен, утверждала ФАС. Из-за того что требования последней Booking.com проигнорировал, сервис получил оборотный штраф в 1,3 млрд руб., который он сейчас оспаривает в Арбитражном суде Москвы (следующее заседание назначено на 24 ноября).

Подобные дела антимонопольные органы ряда стран Евросоюза уже рассматривали в 2015–2017 гг. и вынесли аналогичные решения для платформы Booking.com, напоминает вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. Он ждет, что и другие участники рынка онлайн трэвел-агентств уберут из своих договоров с гостиницами пункт о паритете цен и будут конкурировать за счет объема бронирований и комиссии.

Отели получили возможность делать горящие скидки, предлагая последние непроданные номера со скидками, например, в 50%, объясняет Игорь Бухаров, президент Федерации отельеров и рестораторов России. Соглашение о паритете цен такие акции запрещает, после его отмены отели смогут получать хоть какие-то деньги за не проданные через агрегаторы номера, а потребители – возможность поймать на сайте непосредственно отеля или сети выгодные предложения. Но это в теории.

Опрошенные «Ведомостями» отельеры и представитель Российского союза туриндустрии (РСТ) сомневаются, что вступление в силу решения суда против Booking.com приведет к «фундаментальным изменениям на гостиничном рынке». Контракт с агрегатором не мешал отелям на практике делать скидки своим прямым клиентам, обращает внимание директор управляющей компании Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич. По его словам, сами отели и хостелы не откажутся от сотрудничества с сервисом из-за его уникальных возможностей, например, по привлечению иностранцев и доли рынка.

«Сервис сможет, не афишируя этого, понижать в выдаче те объекты, которые на других ресурсах выставляются по более низким ценам», – рассуждает руководитель комитета по внутреннему туризму РСТ Илья Уманский, он называет алгоритм приоритизации выдачи гостиниц в поиске непрозрачным. При этом, по его мнению, те средства размещения, у которых Booking.com стратегический партнер, все равно будут давать сервису приоритет по ценам. Гостиницы продолжат пользоваться услугами агрегатора, поэтому снижения цен не произойдет, соглашается с ним Бухаров. По его словам, в лучшем случае отельерам удастся немного сдержать рост цен, продолжающийся из-за инфляции и пандемийных ограничений.

Уманский считает, что России следовало бы взять пример с Турции, которая заняла более радикальную позицию и запретила бронировать турецкие отели из страны через иностранные сервисы. «Какой смысл тратить огромные деньги на развитие внутреннего туризма, но при этом позволять миллиардам из отрасли утекать за границу?» – задается он вопросом.