Штраф Booking.com может стать одним из крупнейших в истории ФАС

Служба считает, что агрегатор навязывал гостиницам ценовую политику
Booking.com «разочарована» решением ФАС
Booking.com «разочарована» решением ФАС / Pascal Rossignol / Reuters

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наложила на голландскую компанию Booking.com B.V., которая владеет одноименным сервисом бронирования гостиниц, оборотный штраф в размере 1,3 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке.

По информации ФАС, агрегатор навязывает гостиницам, отелям и хостелам условие, при котором они не могут устанавливать стоимость на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на Booking.com. Служба посчитала, что такие действия ограничивают конкуренцию на рынке, а также приводят к ущемлению интересов гостиниц, говорится в ее сообщении. На нарушение обратила внимание общественная организация «Опора России», по заявлению которой и проводилось расследование. В декабре 2020 г. ФАС выдала компании предписание устранить нарушение до 15 февраля 2021 г.

Пока, по данным службы, компания его не выполнила.

Booking.com «разочарована» решением ФАС, сообщил ее представитель. Компания считает практику паритета цен справедливой, она позволяет «поддерживать экосистему путешествий». В феврале компания обратилась в Арбитражный суд Москвы с заявлением, в котором оспаривает решение ФАС и ее предписание. Пока решение по нему не принято, следует из базы суда. Также компания намерена обжаловать и штраф, добавил представитель Booking.com.

Подобное навязывание условий – распространенная практика для агрегаторов, говорит адвокат Forward Legal Ольга Зеленская. Партнеры соглашаются на них, поскольку для них важно сотрудничество с популярной площадкой. По ее словам, служба имеет все шансы взыскать штраф с российских структур компании. По мнению Зеленской, если из-за этого штрафа в России будут блокировать банковские счета, арестовывать имущество, то, возможно, агрегатор задумается о том, чтобы прекратить работу с российскими пользователями.

По словам советника юридической фирмы Orchards Анастасии Сивицкой, у компании действительно есть возможность оспорить сумму штрафа, обратившись в арбитражный суд.

Если он сочтет, что ФАС несправедливо рассчитала сумму, которая зависит от оборота компании, то ее могут снизить. По российскому закону, штраф не может превышать 4% общей годовой выручки компании – причем, за год, предшествующий выявлению нарушения, говорит заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС при президенте РФ Андрей Тенишев. В 2019 г. выручка глобальной Booking.com составила $15 млрд, согласно годовому отчету компании. В пандемийном 2020 году она резко сократилась – в 2,2 раза до $6,8 млрд. Что касается российского юрлица, то выручка ООО «Букинг.ком русиа» в 2019 г. составила 698 млн руб., годом позже – 570 млн руб.

Владелец управляющей компании Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич называет Booking.com уникальной и самой эффективной платформой по продвижению отелей. При этом средняя комиссия за их услуги составляет 15–18% от стоимости номеров. Для сравнения: другие компании берут в среднем 12%. Кроме того, так как Booking.com – иностранное юрлицо, оплата НДС ложится на сами гостиницы. Такие условия сотрудничества с отелями уже привели к тому, что многие из них начинают сокращать процент бронирования номеров через этот сервис. Ивашкевич также считает, что штраф не сильно отразится на деятельности Booking.com, так как с точки зрения выручки глобальной компании агрегатора, его сумма сравнительно невысока.

1,3 млрд руб. – один из крупнейших штрафов в истории ФАС, продолжает Тенишев. Только в двух случаях сумма была больше. В 2008 г. она оштрафовала крупнейшие нефтяные компании за монопольно высокие цены на бензин на 5 млрд руб. А в 2015 г. она наложила штраф в размере 1,5 млрд руб. на крупнейших мировых контейнерных перевозчиков, таких как Maersk и Evergreen, за согласованные действия по повышению надбавок к ставкам фрахта.