Аэропортовое СП Вексельберга и Троценко пополнится Элистой и Магнитогорском

В результате компания будет включать уже шесть аэропортов
На пассажиропотоке небольших аэропортов вполне можно заработать/ aero-elista.ru

«Аэропорты большой страны» (АБС, совместное предприятие аэропортовых холдингов «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко) подали заявки в ФАС о покупке акций аэропортов Элисты и Магнитогорска. Об этом рассказал «Ведомостям» представитель «Аэропортов регионов». Заявки были отправлены «некоторое время назад», уточнил он. «Ведомости» отправили запросы в ФАС и «Новапорт».

С мая 2021 г. аэропорт Элисты принадлежит компании «Новапорт инвест»; аэропортом Магнитогорска «Аэропорты регионов» владеют с июня. Годовой пассажиропоток аэропорта в Магнитогорске в 2019 г. (до пандемии COVID-19) превысил 265 000 человек, аэропорт Элисты обслуживает около 100 000 пассажиров в год. Оба аэропорта обладают статусом международного (в Элисте пункт погранпропуска работает на нерегулярной основе), указано в данных Росавиации. При этом за январь – сентябрь 2021 г. статистику по пассажиропотоку в Элисте и Магнитогорске агентство не приводит.

В случае получения одобрения ФАС «Новапорт» и «Аэропорты регионов» будут владеть этими авиаузлами на паритетных началах – холдингам принадлежит по 50% акций в СП. В таком случае сеть аэропортов АБС увеличится до шести городов, сейчас у СП уже есть аэропорты Магадана, Благовещенска, Оренбурга и Орска.

Инвестиции в развитие этих аэропортов будут различаться по объему, уточнил представитель «Аэропортов регионов». В строительство нового и реконструкцию старого терминалов в Благовещенске планируется направить не менее 7 млрд руб., в Оренбург и Орск вместе – 6,6 млрд руб. (в том числе 3 млрд руб. на погашение задолженности перед Государственной транспортной лизинговой компанией за аренду самолетов местным авиапредприятием). Минимальный размер частных инвестиций в проект в Магадане составит 4,3 млрд руб. «Но все эти суммы будут корректироваться в зависимости от итоговой проектной документации», – пояснил собеседник «Ведомостей».

АБС была создана в феврале 2020 г. для консолидации малых региональных аэропортов с пассажиропотоком до 500 000 человек. Как сообщала газета «Коммерсантъ», на начальном этапе в СП планировалось объединить 10 таких аэропортов, в дальнейшем это число может вырасти до 50. В холдинг «Новапорт» уже входит 20 аэропортов в России, в «Аэропорты регионов» – семь.

Генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак напоминает, что в России 91 аэропорт федерального значения, среди них к категории не самых крупных можно отнести около 25. «Остальные [еще более мелкие] представляют собой небольшое зданьице в чистом поле, взлетно-посадочную полосу, одну рулежную дорожку и принимают в год несколько десятков тысяч пассажиров. Они не представляют коммерческого интереса сами по себе в отдельности», – говорит эксперт. Их консолидация, по мнению Рыбака, нужна для создания и поддержания нормальной транспортной сети в России, повышения мобильности населения. «Отсутствие нормальной инфраструктуры в таких аэропортах отсекает от воздушного транспорта 100 000–200 000 человек. Этот трафик в итоге неизбежно придет и в более крупные аэропорты, входящие в основные частные аэропортовые холдинги», – добавил эксперт.

Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов полагает, что и на пассажиропотоке небольших аэропортов вполне можно заработать. «Это в большой степени вопрос квалификации управленческих кадров. Кроме того, работает эффект масштаба, при котором издержки предприятия могут быть сокращены за счет более выгодных контрактов с контрагентами», – поясняет он. Бизнес также ориентируется на потенциальные субсидии на региональные и местные воздушные перевозки. «Развитие межрегионального сообщения в России стимулирует пассажиропоток в небольших аэропортах, а для аэропортов на Дальнем Востоке и в северных регионах важную роль начинает играть и местное авиасообщение».