«Инвитро» запускает сеть клиник для лечения животных

Количество домашних питомцев в России растет, а компаний, оказывающих такие услуги, мало
«Инвитро» запускает сеть клиник для лечения животных / Сергей Савостьянов / ТАСС

«Инвитро» планирует создать сеть ветеринарных клиник под брендом Vet Union. Об этом «Ведомостям» рассказала генеральный директор последней Ольга Овсянникова. Первая точка, по ее словам, открылась 29 ноября в бизнес-центре «Вернадский» у одноименной станции метро. Представитель компании KR Properties, которой принадлежит этот комплекс, эту информацию подтвердил, уточнив, что она занимает там около 200 кв. м. В конце декабря планируется открыть еще одну клинику – на Профсоюзной улице, третью – в 2022 г. в Мневниках, говорит Овсянникова. По ее словам, решение о дальнейшем расширении сети компания примет по итогам первого года работы пилотных точек. Если результаты будут хорошие, то она создаст федеральную сеть клиник, которая будет работать не только в Москве, но и в других городах.

Инвестиции в каждую точку Овсянникова оценивает в 25 млн руб., т. е. получается, что затраты «Инвитро» на данный момент составят 75 млн руб. В клиниках, по ее словам, будут принимать терапевты, дерматологи, хирурги, кардиологи, анестезиологи, эндокринологи, неврологи и другие специалисты. В числе основных услуг – диагностика, вакцинация, чипирование, операции, дневной стационар и т. д.

Подразделение «Инвитро» Vet Union работает уже шесть лет. Но лечением домашних питомцев компания прежде не занималась, до сих пор она специализировалась на лабораторных исследованиях для ветеринарных клиник, зоопарков, океанариумов, конноспортивных центров, приютов, фондов по защите животных и др. Выручка ООО «Вет юнион» в 2020 г. выросла на 50% до 254 млн руб., чистая прибыль составила 17,3 млн руб. (годом ранее был убыток), по данным «СПАРК-Интерфакса».

Выход в новый сегмент Овсянникова считает логичным: компания уже и так крупнейший игрок в сфере лабораторных анализов для животных и возможности для роста тут практически исчерпаны. Vet Union рассчитывает занять нишу превентивной медицины для животных, диагностики и профилактики болезней, рассказывает она. Овсянникова также обращает внимание на то, что количество домашних питомцев в России увеличивается, а их хозяева стали более внимательно относиться к их здоровью, из-за чего спрос на ветеринарные услуги растет. Эти выводы подтверждает и исследование Mars Petcare, проведенное в 2020 г. Оно показало, что популяция кошек и собак в России выросла на 23% с 2017 г. – до 63,5 млн (40,8 млн – кошки). Темпы роста при этом ускорились по сравнению с предыдущим трехлетним периодом.

Рынком ветеринарных услуг интересуются также другие крупные компании. Шведская AniCura Group (входит в корпорацию Mars) в этом году получила контроль над российской сетью «Белый клык», сообщала компания. На момент сделки в нее входило три клиники. Директор AniCura в России Сергей Кесоян говорил, что компания будет увеличивать их число и планирует стать одним из лидеров этого рынка. По словам Надежды Титаренко, директора по ветеринарной медицине AniCura в России, партнером компании стали также клиники «Центр». В итоге под ее управлением уже семь клиник.

Всего в России около 4000 ветеринарных клиник, кабинетов и т. п., говорит президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа. Этого очень мало, поэтому, по его мнению, есть потенциал увеличения их количества по меньшей мере в 3 раза. Рост числа клиник ограничивает качество российского образования, из-за чего на рынке мало квалифицированных врачей, отмечает он. Но ветеринарные услуги востребованы, поскольку растет количество животных в российских семьях, а их владельцы все чаще обращаются за помощью. С этим согласна и Титаренко, которая указывает, что дальнейший рост бизнеса в этом сегменте зависит прежде всего от наличия подготовленных специалистов.

В основном животных приводят уже в случае какого-либо заболевания, на профилактику – гораздо реже, отмечает Середа. Но если опираться на мировой опыт, то можно сказать, что и в России спрос на профилактические услуги (осмотры, прививки и т. д.) будет расти, говорит он. Сегмент профилактических услуг находится в стадии формирования, добавляет Титаренко. Середа полагает, что приход на рынок крупных игроков будет способствовать как улучшению самих услуг, так и совершенствованию законодательства.

В подготовке статьи участвовал Антон Филатов