Роспотребнадзор предлагает тестировать на COVID-19 два раза в неделю

Это приведет к многомиллиардным расходам, опасается бизнес
За чей счет планируется проводить тестирование сотрудников по новым рекомендациям Роспотребнадзора, в документе не сказано / Максим Стулов / Ведомости

Роспотребнадзор подготовил проект рекомендаций для работодателей по тестированию сотрудников на коронавирус. Как следует из документа, с которым ознакомились «Ведомости», проверять работников компаний, включая переболевших и привитых, будут в зависимости от размера штата. В организациях, в которых работает менее 500 человек, предлагается тестировать весь персонал два раза в неделю (по понедельникам и четвергам). Если в компании трудится 500–1000 человек, то анализы у них будут брать лишь раз в неделю. А крупным предприятиям со штатом от 1000 человек надо будет проверять работников минимум раз в две недели. Процедура не касается сотрудников, работающих удаленно, но ее придется провести для всех вернувшихся из отпусков, командировок и с больничных.

Рекомендации по тестированию работников были и раньше – они зависели от конкретного региона. К примеру, в Москве с началом пандемии компаниям надо было проверять 10% сотрудников каждые 15 дней. В августе 2021 г. такие обязанности со столичных предприятий сняли.

За чей счет планируется проводить тестирование сотрудников по новым рекомендациям Роспотребнадзора, в документе не сказано. Представитель самого ведомства его подлинность подтвердил. По его словам, документ ориентирован на тех работодателей, которые уже проводят добровольное тестирование сотрудников или собираются его ввести. «В нем разъяснены методические моменты, позволяющие проводить профилактические мероприятия наиболее эффективно с точки зрения сохранения здоровья персонала», – подчеркнул он. Собеседник «Ведомостей» также уточняет, что сам проект пока обсуждается и итоговая версия может отличаться от текущей. В любом случае даже если его примут, то он будет носить рекомендательный характер, уточняет собеседник «Ведомостей».

Опрошенные представители бизнеса, впрочем, опасаются, что рекомендации Роспотребнадзора могут стать обязательными к исполнению. Подобная практика уже существует, особенно в период пандемии, отмечает ведущий юрист юридической фирмы «Клифф» Дарья Киселева. Она напоминает про обязательную вакцинацию 80% сотрудников предприятий в отдельных отраслях (например, в общепите. – «Ведомости»), что стало следствием подготовленных рекомендаций и разъяснений Роспотребнадзора.

ФАС проверит цены на тесты

Премьер-министр России Михаил Мишустин 22 января поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проверить обоснованность цен ПЦР-тестов на коронавирус. Служба уже проводила проверку их стоимости в медорганизациях летом 2021 г., но тогда нарушений на нашла. В декабре прошлого года заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов предлагал ограничить стоимость ПЦР-тестов на коронавирус 1000 руб. Он напоминал, что их себестоимость не превышает 500 руб.

Предложение ведомства будет непосильным для исполнения для всего малого и среднего бизнеса, если финансовая ответственность будет переложена на предпринимателей, уверен глава объединения «Опора России» Александр Калинин. Он напоминает, что сейчас в таких компаниях трудится 14 млн человек. Даже если учесть, что на удаленную работу переведено 30% сотрудников, все равно тесты понадобятся минимум 10 млн работников, и это не считая индивидуальных предпринимателей. Стоимость одного ПЦР-теста на COVID-19 в среднем составляет 2000 руб., таким образом, затраты бизнеса Калинин оценивает минимум в 40 млрд руб. в месяц, или 480 млрд руб. в год. Для бизнеса это просто неподъемные деньги, резюмирует Калинин. Неисполнимыми рекомендации Роспотребнадзора называет и член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. Особенно если не будут предусмотрены компенсации от государства. По его словам, наиболее критично это отразится на предприятиях от 5 до 10 человек. Дополнительные затраты могут также серьезным образом ударить по новым предприятиям малого и среднего бизнеса, которые были открыты только в 2021 г., резюмирует эксперт.

«Если даже тест будет стоить 1000 руб., то затраты будут совершенно немыслимые для предприятий как крупных, так и средних и малых, а если больше, то проще будет закрыться», – говорит основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров. В фитнес-клубах площадью 3000 кв. м работает около 70 человек и если рекомендации станут обязательными к исполнению, то все они без исключения попадут в первую категорию и будут обязаны тестировать 100% персонала дважды в неделю, говорит президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева. А это обойдется таким заведениям, по ее подсчетам, в 840 000 руб. в месяц. Это существенная финансовая нагрузка для участников рынка с учетом того, что, по данным этой ассоциации, только 35% клубов завершили прошлый год без убытков. А за два года пандемии фитнес-отрасль потеряла около 40% участников рынка, добавляет президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина.

Документ Роспотребнадзора также не учитывает особенности каждой отрасли, говорят эксперты. У сетевых ресторанов или отелей могут быть тысячи сотрудников и большинство из них – обслуживающий персонал, поэтому на удаленку невозможно перевести даже треть, говорит президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Он также не понимает, надо будет тестировать персонал в зависимости от количества сотрудников в одном ресторане или от всего штата компании. Только в Москве в этой сфере занято порядка 400 000 человек, их единоразовое тестирование обойдется в 680 млн руб. (исходя из стоимости теста в 1700 руб.). Это неподъемные деньги ни для крупного, ни для среднего, ни для малого бизнеса. А если эти рекомендации сделают правилом и начнут проверять исполнение, то как минимум для МСП потребуется государственная поддержка, подчеркивает Бухаров. С ним согласен и общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Сергей Миронов.

Представитель Минэкономразвития сообщил «Ведомостям», что дополнительные меры поддержки для бизнеса будут обсуждаться в зависимости от развития санитарно-эпидемиологической ситуации в регионах и введения отдельных ограничений. Он напоминает, что сейчас локдаун в масштабах всей страны не обсуждается, а выручка у предприятий малого и среднего бизнеса стабилизировалась, постепенно восстанавливается и деловая активность в отрасли.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей, X5 Group, «Магните», «Ашане», Metro отказались от комментариев – как минимум до момента публикации рекомендаций Роспотребнадзором.

Другие материалы в сюжете