ФАС согласилась вернуть валютные портовые тарифы

Но пока только на сжиженный газ из Арктики
ФАС одобрила возможность устанавливать в валюте тарифы на перевалку арктического СПГ. Это позволит сократить сроки окупаемости СПГ-терминалов «Новатэка»/ Станислав Красильников / ТАСС

Как сообщил «Ведомостям» представитель ФАС России, ведомство рассмотрело и согласовало законопроект, вносящий поправки в ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Эти поправки подготовлены Минтрансом и позволяют устанавливать в иностранной валюте цены (тарифы, ставки) на погрузку, выгрузку и хранение на морских перегрузочных комплексах сжиженного природного газа (СПГ), произведенного в Арктической зоне России. Валютные тарифы можно будет устанавливать на время окупаемости инвестпроектов таких терминалов, но расчеты при этом будут происходить в рублях.

Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры 24 января также вынес положительное заключение на законопроект. Госдума может рассмотреть законопроект в первом чтении уже 26 января.

По мнению ФАС, принятие законопроекта не повлечет негативных последствий для конкуренции на данном рынке. «Принятие проекта ФЗ направлено на устранение рисков нереализации частными инвесторами обязательств по строительству (реконструкции) перегрузочных комплексов СПГ и развитие производства СПГ в Арктической зоне РФ», – заявил представитель службы. В пояснительной записке к законопроекту уточнялось, что его принятие снизит риски для реализации СПГ-проектов, связанные с волатильностью на валютных рынках.

ФАС фактически смягчила свою позицию по реформе портовых тарифов: в прошлом десятилетии ведомство активно боролось с зафиксированными в валюте ставками стивидоров. Служба была недовольна валютными тарифами, так как после либерализации сектора расходы грузоотправителей сильно росли. С января 2018 г. законодательством предусмотрено, что размер оплаты услуг в морском порту (в том числе по перевалке СПГ), не относящихся к сфере естественных монополий, определяется в рублях на основании договоров.

152,7 млрд руб.

такой общий объем инвестиций планировал привлечь «Новатэк» для создания перегрузочных СПГ-комплексов 

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин напомнил, что уже тогда возникали вопросы о том, что для стивидоров, кредитовавшихся в валюте для развития портовой инфраструктуры, подобное требование станет бременем, так как курсовые разницы будут приводить к недополучению [плановых] прибылей. Но в итоге закон был принят с одним исключением в отношении российских юридических лиц, имевших на 1 января 2018 г. обязательства в валюте (кредиты, займы), взятые для реализации портовых инфраструктурных инвестпроектов. Закон разрешал учитывать и «периоды рефинансирования таких обязательств» до их исполнения, но ограничивал срок действия таких исключений 1 января 2025 г.

Главным инициатором нынешних изменений тарификации является гендиректор и совладелец «Новатэка» Леонид Михельсон, который в марте 2021 г. попросил президента России Владимира Путина разрешить устанавливать цены на перевалку СПГ в Мурманске и на Камчатке в долларах. Он объяснял эту необходимость тем, что там строятся перевалочные СПГ-комплексы на валютные средства.

«Новатэк» ранее сообщал, что проекты по созданию перегрузочных СПГ-комплексов реализуются с зарубежными акционерами с привлечением кредитных ресурсов в валюте. Общий объем инвестиций планировался на уровне 152,7 млрд руб., из них примерно 112 млрд руб. – расходы на объекты федеральной собственности. В двух перевалочных портах в Мурманске и на Камчатке должна производиться перегрузка СПГ с танкеров ледового класса Arc7 (максимальный ледовый класс) на обычные танкеры. Каждый из терминалов включает плавучее хранилище СПГ объемом 360 000 куб. м с двумя точками перевалки «борт-в-борт».

Но исключение для «Новатэка» вызывает недовольство у других операторов портовых терминалов. По словам председателя комитета по экономике и социальным вопросам Ассоциации морских торговых портов (АСОП, объединяет крупных стивидоров) Александра Алексеенко, фактически законопроект предлагает установить эксклюзивные условия для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в порту по перевалке арктического СПГ, по сравнению со стивидорами, занимающимися перевалкой иных видов грузов и СПГ за пределами Арктики. Он уточнил, что, по мнению АСОП, положения законопроекта необходимо распространить на всю территорию РФ и на все портовые инвестпроекты, которые направлены на увеличение объемов внешней торговли, на время их окупаемости и вне зависимости от вида грузов.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что нынешняя инициатива вполне логична и действительно может положительно сказаться на российском рынке СПГ, но вряд ли распространится на другие регионы и отрасли.

Гришунин отметил, что, как показывает практика, именно СПГ-терминалы существенно дороже и дольше окупаются. Особенно актуальным, по его словам, стал вопрос расчета окупаемости проекта в свете текущей волатильности рубля, вызванной беспрецедентным информационным давлением на Россию. «В связи с этим перевод расценок в доллары для расчета за перевалку экспортного СПГ является логичным и позволяет увеличить предсказуемость денежных потоков будущих терминалов», – считает он.

«Порты в части инвестиционной программы несут часть затрат в валюте, с чем преимущественно и связаны выгоды от установки [цен] стивидорных услуг в валюте, – говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. – В случае СПГ это вдвойне логично, так как «Новатэк» в этой сфере имеет полностью валютную выручку и, соответственно, способен нести валютные расходы». Ранее установка тарифов в валюте была запрещена из-за того, что порты, пользуясь своим монополистическим положением, не снижали цены в периоды ослабления рубля, объясняет он. «Сейчас эта проблема никуда не делась, в связи с чем распространение данных возможностей на других стивидоров маловероятно», – резюмировал аналитик. По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, возможное принятие законопроекта остается прецедентом и крайне маловероятно, что это будет распространяться и на других стивидоров. Но с учетом сложности подготовки инвестиционных заключений для инфраструктуры Арктического региона не исключено, что и для угольных портов могут быть сделаны исключения, полагает Гришунин.

«Ведомости» направили запросы в «Новатэк», Минтранс и угольные компании.