После январского блэкаута Киргизия опять зовет инвесторов в проекты ГЭС

Но привлечь средства из России или Китая Бишкеку будет непросто
После январского блэкаута Киргизия реанимирует проекты по строительству ГЭС (на фото люди помогают убрать троллейбус с перекрестка во время отключения электроэнергии в Бишкеке)/ Игорь Коваленко / EPA / ТАСС

Киргизия в ближайшие годы намерена преодолеть энергокризис за счет строительства новых ГЭС и превратиться из импортера в экспортера электроэнергии. Об этом заявил 8 февраля президент республики Садыр Жапаров. «У нас по-прежнему очень высокий уровень потребления [электроэнергии] по всей стране. <...> Сегодня мы все еще импортируем электроэнергию. Мы не строили ГЭС, отныне вопрос строительства станций будет приоритетным, и в ближайшие годы мы преодолеем энергетический кризис», – цитирует Жапарова его пресс-служба.

Президент подчеркнул, что в ближайшие пять лет трансформация в энергетике страны продолжится. В частности, киргизские инвесторы построят ГЭС мощностью до 100 МВт. Жапаров добавил, что уже определено более 200 мест в стране, где планируется создать малые и крупные ГЭС. «Мы предоставляем широкие возможности для всех потенциальных инвесторов и готовы оказывать государственную поддержку», – сказал он.

Днем ранее Киргизия объявила и о намерении экспортировать электроэнергию в Китай. Об этом сообщалось в совместном заявлении Жапарова и председателя КНР Си Цзиньпина. В документе подчеркивалось, что китайская сторона «выразила готовность изучить данное предложение».«В случае положительного решения это соглашение позволит открыть дорогу для привлечения дополнительных инвестиций в строительство ГЭС на территории Кыргызстана и увеличения мощностей», – отмечалось в сообщении пресс-службы президента Киргизии.

200 мест

определено в Киргизии, где планируется создать малые и крупные ГЭС

Заявления Бишкека были сделаны после масштабного блэкаута 25 января, когда из-за перегрузки на несколько часов отключились электросети Киргизии, Узбекистана и юга Казахстана. Ограничения достигали 1,5 ГВт. Тогда глава киргизского минэнерго Доскул Бекмурзаев назвал сбой в энергосистеме беспрецедентным и анонсировал создание межправительственной комиссии по расследованию причин происшедшего.

Сейчас ГЭС закрывают основную потребность Киргизии в энергоснабжении. По данным компании «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» (национальный сетевой оператор), в стране работает 16 ГЭС и две ТЭС мощностью 3666 МВт, они способны вырабатывать до 15 млрд кВт ч в год. Но из-за большой зависимости от ГЭС Киргизия периодически испытывает дефицит электроэнергии.

Для энергетической независимости нужно увеличить выработку до 18 млрд кВт ч в год, а отложенный спрос на электроэнергию составляет порядка 6 млрд кВт ч, говорил в октябре 2021 г. министр экономики и финансов республики Акылбек Жапаров. По его оценкам, ежегодно потребление электроэнергии в стране растет на 4–6%.

Для экономии воды в Токтогульском водохранилище (крупнейшее в Центральной Азии) в 2021 г. Киргизия импортировала более 2 млрд кВт ч. С марта по ноябрь 2021 г. Казахстан должен был поставить 900 млн кВт ч, а Узбекистан с марта 2021 г. по апрель 2022 г. – 750 млн кВт ч. Всего же Киргизия договорилась «занять» у соседей 1,65 млрд кВт ч, которые должна возвращать поэтапно в летние месяцы до 2023 г. Также Киргизия импортирует электроэнергию из Туркмении через Узбекистан. С августа по декабрь 2021 г. планировалось закупить 501 млн кВт ч.

В 2022 г. Киргизия планирует купить у Казахстана, Узбекистана и Туркмении еще 3 млрд кВт ч в дополнение к заключенным ранее контрактам. В 2021 г. президент Киргизии сообщал, что республика покупает электроэнергию у всех центральноазиатских стран по цене около 2 сомов за 1 кВт ч ($0,02 по курсу на 8 февраля).

У российских госкомпаний «Интер РАО» и «Русгидро» уже был не слишком удачный опыт вхождения в киргизские проекты по строительству ГЭС. Для последней это привело к прямым убыткам. В 2012 г. Москва и Бишкек заключили межправсоглашение о создании Верхне-Нарынского каскада из четырех ГЭС и Камбаратинской ГЭС – 1 суммарной мощностью около 238 МВт. Для сооружения каскада было создано ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции», на паритетных началах принадлежавшее «Русгидро» и киргизской компании «Электрические станции». Предварительная стоимость проекта оценивалась в $425 млн, стройка должна была занять около трех лет. Но в 2016 г. соглашение было расторгнуто парламентом Киргизии в одностороннем порядке по причине отсутствия «решений со стороны РФ по финансированию». К тому моменту «Русгидро» уже вложила в проекты $37 млн, для взыскания этой суммы компания подала иск в постоянный третейский суд в Гааге.

Строить Камбаратинскую ГЭС – 1 «Электрические станции» должны были вместе с «Интер РАО», но этот проект даже не начал реализовываться. «Интер РАО» подготовила ТЭО проекта, но российской стороне требовались гарантии возврата вложений, которых в Бишкеке дать не могли. В декабре 2017 г. «Интер РАО» вышла из проекта.

Представитель «Интер РАО» заявил «Ведомостям», что компания готова участвовать в зарубежных энергопроектах, если они реализуются в рамках межправительственных соглашений. В «Русгидро» отказались от комментариев.

По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, гидроэнергетический потенциал Киргизии оценивается в 140 млрд кВт ч, при этом республика использует не более 10%. По его оценкам, строительство небольшой ГЭС мощностью 200–250 МВт обойдется в сумму от $750 млн до $1 млрд, срок строительства – около 5 лет.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин не уверен в том, что киргизам будет просто привлечь инвесторов как из России, так и из КНР. «Трудно говорить о приемлемом бизнес-климате, когда в одностороннем порядке разрываются межправительственные соглашения», – отмечает он. Эксперт также обращает внимание, что китайские инвесторы могли бы вложиться в создание мощностей для покрытия собственного энергодефицита за счет импорта выработки, но расположение ГЭС в Киргизии не позволит поставлять энергию в энергодефицитные регионы Китая.

По мнению Гришунина, российские компании могут выигрывать у китайских не по стоимости и срокам строительства, а по «мягкости условий кредитования и требований к кредитору». «Контракты с китайцами довольно жестко структурируются, и часто подписание соглашений об инвестициях КНР в инфраструктуру сопровождается геополитическими требованиями. В данном случае российская сторона может предложить не слишком более дорогое решение на куда более мягких условиях», – пояснил он.