Спрос бизнеса на железнодорожные билеты в 2021 году вырос на 61%

Но пока пассажиропоток еще сильно не дотягивает до доковидного
Наиболее часто бизнес-туристы отправлялись на поездах в Москву / Евгений Разумный / Ведомости

Спрос бизнеса на железнодорожные билеты вырос по сравнению с 2020 г. на 61%, но оказался еще на 35% ниже показателей доковидного 2019 года, следует из данных агентства делового туризма «Аэроклуб», с которыми ознакомились «Ведомости». Исследование проводилось на основании командировочных бронирований порядка 1000 крупнейших российских и зарубежных корпораций, работающих в России.

«Аэроклуб» является одним из крупнейших участников рынка организации деловых поездок в России и, по собственной оценке, занимает порядка 5% сегмента (и более 12% среди частных компаний). По статистике компании, количество железнодорожных билетов, приобретенных для командировок, в 2019 г. составило 257 000, в 2020 г. – 104 600, в 2021 г. – 168 400. Более детализированных количественных данных «Аэроклуб» не предоставил.

По словам управляющего директора «Аэроклуба» Юлии Липатовой, как правило, выбор в пользу поездов вызван удобством перемещения из центра города и отсутствием предполетных формальностей, а также стоимостью поездки или отсутствием аэропорта в пункте прибытия.

В исследовании говорится, что уже два года около половины командированных предпочитают поезда самолетам и другому транспорту. Сильно растет спрос на скоростные поезда: если в 2019 г. на них приобреталась лишь половина билетов, то в 2021 г. 84% бизнес-поездок пришлось на «Сапсаны», «Стрижи» и т. п.

«С начала пандемии спрос на железнодорожный транспорт у бизнеса сократился так же, как и на авиаперевозки, – примерно на треть», – пояснила Липатова. Исходя из данных компании, в 2021 г. число купленных для командированных билетов упало на 34,5%.

По данным «Аэроклуба», наибольшее падение бизнес-спроса в 2021 г. было на вагоны класса люкс (-46% к доковидному 2019 году) и купе (-39%), их доли от общего числа билетов составили 4% и 37% соответственно. На сидячие вагоны, к которым относятся и скоростные поезда, пришлось 53% от билетов (-30%), а 6% командированных путешествовали в плацкарте (-27%).

Наиболее часто бизнес-туристы отправлялись на поездах в Москву (-38% к 2019 г.), средняя цена на эти билеты сократилась на 5% по сравнению с 2019 г. до 2700 руб. Число поездок в Санкт-Петербург упало на треть, а средняя стоимость билета – на 10% до 3400 руб. Число железнодорожных билетов, приобретенных для командированных в Нижний Новгород, сократилось с 2019 г. на 37%, а средняя стоимость – на 20% до 1800 руб. Также в десятку городов, куда представители бизнеса в 2021 г. чаще всего ездили на поезде, попали Ярославль, Екатеринбург, Красноярск, Краснодар, Тюмень, Ростов-на-Дону, Иркутск.

Для сравнения: по данным сервиса OneTwoTrip, средняя цена билета на самолет в Санкт-Петербург (из любых регионов России) этой зимой составила 4300 руб., что на 37% дешевле, чем два года назад. В ряде других регионов средняя стоимость авиабилета упала на 35%: в их числе Москва (в 2021 г. цена билета составляла 4200 руб.), Калининград (3900 руб.) и Уфа (3900 руб.). Средняя стоимость перелета по России в одну сторону в 2021 г. составила 9600 руб., по данным OneTwoTrip, а в 2020 г. средняя цена у командированных пассажиров была 8700 руб.

Чаще всего выбирают поезда сотрудники компаний добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики (рост спроса в 2021 г. на 5% к 2019 г.), представители ритейла (-28%) и IT- и телекомкомпаний (-28%). Фармкомпании сократили командировки своих сотрудников на поездах в 2 раза, а FMCG-компании (товары народного потребления) стали на 65% реже приобретать железнодорожные билеты, отмечается в исследовании «Аэроклуба».

По мнению сооснователя и гендиректора компании «Демлинк» (организация бизнес-поездок) Олега Беглярова, компании добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики пытаются максимально экономить на вахтовиках, которых чаще всего везут в плацкартных вагонах. «Длительность перевозок таких сотрудников не важна, тем более что вахта продлится несколько недель или месяцев. Зато экономия существенна», – пояснил он.

Численность вахтовых отрядов – более 50 человек, рассказал Бегляров: «Не так просто приобрести 50 билетов на один авиарейс, а на поезд – без проблем. Но перевозить больше 150 человек одним авиарейсом предприятиям выгоднее, нежели поездом. Мы фрахтуем отдельные чартеры под вахты, но эти рейсы не попадают в общую статистику бронирования авиабилетов».

Основатель и гендиректор Zelenski Group Вадим Зеленский отметил, что рост доли деловых поездок по железной дороге связан с тем, что в пандемию стратегические стройки не остановились. А вахтовики в основном перемещаются на поездах, это дешевле, соглашается он. По словам Беглярова, вид транспорта для командировок выбирается в зависимости от целей командированных и их статуса. «Более высокий статус предполагает железнодорожный транспорт, если это удобнее, по его выбору, либо самолет», – сказал он.

Сотрудники фармацевтических и FMCG-компаний, напротив, значительно сократили командировочную активность, так как в этих сегментах работают преимущественно зарубежные компании, а их трэвел-политика с точки зрения безопасности сотрудников более строга и поэтому они еще не вернулись к нормальной командировочной активности, говорит Липатова.

Исполнительный директор Союза агентств делового туризма Павел Васин говорит, что рост спроса на деловые поездки по железной дороге может объясняться и жесткостью пандемийных ограничений в аэропортах. «Проходить паспортный и багажный контроль в аэропортах дольше, чем на вокзалах. К тому же в поездах не столь строго контролируется соблюдение масочно-перчаточного режима, как в самолетах», – добавил он.

Васин считает, что компании обычно приобретают железнодорожные билеты для командировок на короткие расстояния (не более 1000 км от Москвы) и в города, куда хотят скоростные поезда: Санкт-Петербург, Владимир, Нижний Новгород и др.: «Спрос на железнодорожные билеты на такие поездки вырос». К тому же многие компании, чтобы снизить издержки, перевели часть подразделений из Москвы в другие города, отмечает Васин, поэтому между столицей и этими городами происходят регулярные поездки в сидячих вагонах. «На дальних расстояниях ситуация иная: во Владивосток и другие отдаленные от Москвы города никто поездами не ездит. Трэвел-политика компаний в пандемию не изменилась, топ-менеджмент не пересел из самолетов в поезда, но доля поездок класса люкс сократилась», – пояснил он.

Бегляров добавляет, что деловые поездки в удаленные моногорода тоже чаще всего совершаются по железной дороге. «Маршрутная сеть РЖД несопоставима с сеткой авиакомпаний», – отметил он.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов согласен, что на выбор железной дороги могло повлиять развитие инфраструктуры, сегодня многие станции – это транспортно-пересадочные узлы, где можно пересесть на другие виды транспорта и доехать до места назначения. «Возле станций есть и гостиницы, и точки общественного питания, и многое другое, что может понадобиться командированному», – говорит эксперт.

«Ведомости» направили запросы в РЖД, ФПК, другим железнодорожным и авиаперевозчикам, а также в компании различных отраслей.