Импортное медицинское оборудование и материалы подорожали на 20–70%

Вслед за ними вырастут цены и на медицинские услуги
Медицинские изделия, в том числе оборудование, расходные материалы, в среднем подорожали на 20–22% и это не предел/ Андрей Гордеев / Ведомости

Импортные медицинские изделия, включая оборудование, а также расходные материалы у дистрибуторов подорожали на 20–70% после начала военной спецоперации на Украине 24 февраля и введения экономических санкций в отношении России. Об этом «Ведомостям» рассказали генеральный директор рязанской аптечной сети «Фарма» Александр Миронов, президент компании Apexmed (закупает медицинское оборудование в 10 странах) Рашид Биктогиров, председатель СРО «Лига» (объединяет стоматологические предприятия в 17 регионах) Сергей Панькив, а также генеральный директор консалтинговой фирмы «Регмедикал» Евгений Алехин.

В частности, стоимость тонометров, термометров и ингаляторов японского производителя медтехники Omron выросла на 20%, утверждает Миронов. Дилер этой компании, «СиЭс медика Рязань», приостанавливал продажи для переоценки из-за турбулентности на валютном и финансовом рынках и высокой волатильности рубля, пояснил «Ведомостям» ее генеральный директор Надир Бенкафадар. По его словам, аналогичные уведомления получили аптечные сети и в других регионах. Другие дистрибуторы медицинской техники тоже сейчас переоценивают поставляемую продукцию, добавил Миронов.

На 2 марта зарубежные производители, у которых закупает продукцию Apexmed, увеличили цены на 30–50%, говорит Биктогиров: например, на внутривенные катетеры, на изделия, используемые в урологии, хирургии и анестезиологии. Конкретные компании он называть не стал. Поставщики перешли на 100%-ную предоплату, при этом и с оплатой, и с логистикой, по его словам, возникают серьезные трудности. Из-за длительной процедуры регистрации переориентация на новые рынки поставок оборудования займет годы, резюмирует Биктогиров.

Медицинские изделия, в том числе оборудование, расходные материалы, в среднем подорожали на 20–22% и это не предел, говорит Алехин. Вместе с ростом доллара увеличится стоимость испытаний, которую в России в основном диктуют частные компании. Ряд производителей из Италии, Франции и Германии, поставляющих расходные материалы для стоматологических клиник, собираются уходить с российского рынка, уверяет Алехин со ссылкой на данные дистрибуторов. Сами компании он также не назвал, но предполагает, что в конечном счете стоимость импортного оборудования – аппаратов УЗИ, томографов, лор- и стоматологической техники – вырастет на 50%. Кроме того, ряд комплектующих также выпускается за границей и возможны перебои с их поставками на российские заводы, сказал Алехин. «Скорее всего, дефицита в каком-либо оборудовании не будет, но мы получим серьезное увеличение цены», – считает он.

Курс на импортозамещение

Впервые Минпромторг выступил за ограничения госзакупок импортного медоборудования в 2014 г. на фоне санкций США и Европейского союза. Тогда ведомство планировало довести объем отечественных медизделий на рынке до 40% к 2020 г. (согласно госпрограмме «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности»). Однако годом ранее ​​намеченную цель снизили до 25%. Постепенно идея трансформировалась в правило «третий лишний» – госзаказчик должен отклонять заявки с предложением импортной радиоэлектроники при наличии двух заявок из России или стран ЕАЭС. В прошлом году правила снова изменились. Заявки с зарубежной техникой отклоняются уже при наличии хотя бы одного отечественного аналога. Покупать зарубежное можно только с разрешения Минпромторга.​ Кроме того, на медизделия распространили квоты на госзакупки. Больницы и поликлиники обязаны выполнять план, закупая определенную долю продукции из России и стран ЕАЭС.

Все участники партнерства стоматологических предприятий «Лига» от Калининграда до Владивостока (согласно сайту СРО, это 63 частные клиники) уже ощутили проблемы с расходными материалами, говорит Панькив. Многие дистрибуторы, по его словам, заморозили продажу продукции до 9–10 марта, некоторые уже повысили цены на пломбировочные материалы до 68%. По информации дилеров, американская компания 3М и вовсе отказалась от поставок в Россию, сейчас она распродает остатки, продолжает Панькив. 3М поставляет пломбировочные материалы, адгезивы, слепочные и оттискные массы, местные анестетики и т. д. До сих пор не ясно, будут ли поставки пломбировочных и оттискных материалов передовых японских компаний GС и Tokuyama Dental, с которыми работает большинство клиник.

В любом случае за все расходы дистрибуторов заплатит потребитель медицинских услуг, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. По словам генерального директора аналитической компании DSM Group Сергея Шуляка, влияние подорожания, к примеру, расходных материалов на конечную цену услуги будет зависеть от нескольких факторов – их доли в стоимости услуги, а также того, какой наценкой стоматологические клиники готовы будут пожертвовать. Например, если цена на них занимает 40% в конечной стоимости услуги, то при их подорожании на 40% услуга автоматически увеличивается в стоимости на 16%, говорит Шуляк. Что касается обслуживания и запчастей для уже закупленного оборудования, то при росте цен на них на медицинских услугах для потребителей это скажется не сразу, говорит эксперт.

В Минпромторге ничего страшного в ситуации не видят. Возможное повышение цен зарубежными производителями медицинской техники будет способствовать повышению спроса на аналогичную отечественную продукцию и инвестициям в разработку и создание новых производственных линий на территории России, заявил представитель ведомства. Там уверены, что у российских производителей медтехники есть компетенции, чтобы освоить необходимые технологии, если возникнет дефицит. Впрочем, Минпромторг проводит анализ рынка для введения точечных мер поддержки отечественных производителей при необходимости.

Кроме того, для повышения устойчивости российской экономики правительство получит право устанавливать особый порядок лицензирования для компаний, обслуживающих медизделия, заявил 2 марта премьер-министр России Михаил Мишустин на заседании правительства. Также будет предусмотрена возможность изменения условий договоров по госконтрактам с поставщиками медизделий, которые пострадают от санкций.

Российский рынок медицинских изделий в 2020 г. составил 700 млрд руб., следует из данных центра компетенций медицинской индустрии Meditex. По итогам прошлого года он мог снизиться почти на 15% до 600 млрд руб., прогнозировали аналитики компании. В Минпромторге не смогли оперативно предоставить долю импортозамещения продукции на рынке. Алехин считает, что в России можно производить любое оборудование, но по качеству оно пока что уступает западным аналогам. Siemens Healthineers сейчас оценивает, как санкции повлияют на логистику и затраты, сказал представитель компании в России. Производители медицинских изделий и расходных материалов – Philips, Bowa medical, Hartmann, Reckitt Benckiser и Pentax medical, 3M, – а также 22 дистрибутора не ответили на запрос «Ведомостей». Так же поступили и в Ассоциации международных производителей медицинских изделий. Не стали отвечать на вопросы и крупные частные медицинские сети – EMC, «Медси», «СМ-клиника», «К+31», «Медицина».